• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хиджаб и вопросы семьи – главные темы, волнующие мусульманок, - Насима Бокова

Время чтения: 6 мин
6748

На вопросы читателей Islam-today.ru ответила заместитель главного редактора журнала «Мусульманка», редактор сайта musulmanka.ru Насима Бокова.

- Насима, расскажите, пожалуйста о журнале «Мусульманка»: сколько лет он существует и кому предназначен?

- В феврале 2014 года журналу «Мусульманка» исполнится уже 5 лет, прежде всегоон ориентирован, конечно, на женщин, исповедующих ислам.  Изначально издание в большей степени было предназначенодля молодых девушек. Тексты были более легкие, не обремененные, так сказать, социальной нагрузкой. Сейчас же мы стараемся заставить наших читательниц размышлять. Зачастую в наших материалах раскрываются серьезные политические и социальные темы. Конечно, мы стараемся обходить стороной такие вопросы, которые могут вызвать фитну и разногласия. Также мы не забываем, что журнал, прежде всего, для женщин – поэтому и политика отображается лишь в судьбах наших героинь или вскользь упоминается в сюжете статьи. Кроме того, в каждом номере есть традиционные для дамских изданий рубрики о моде и стиле, однако отмечу, что относимся мы к этой рубрике очень строго. Ведь опубликованные нами фото одежды олицетворяет тот образ мусульманки, который мы хотим представить обществу. Он соответствует шариату и в то же самое время это современный стиль одежды, который не имеет этнической привязки. Разумеется, мы говорим о национальностях, знакомим с культурами разных народов, но ислам един для всех и это отображается в том числе на фотографиях одежды.

- Какие темы для мусульманок сейчас наиболее актуальны и животрепещущи?

- Самый больной вопрос сейчас не только для мусульманок нашей страны, но и всего мира – это вопрос хиджаба, особенно если мусульманка студентка или школьница. В Москве недавно отличился депутат Дмитрий Захаров, который выступил с предложением запретить хиджаб в общественных местах под различными абсурдными предлогами. То есть для некоторых людей проблема с мусульманскими платками становится просто поводом для самопиара.

Кроме того у наших читательниц всегда находят отклик темы семьи, многоженства, которое, кстати, девушки принимают как факт и это говорит о том,насколько продвинулось наше общество. Конечно, часто бывают печальные истории, когда, например, не имея возможности содержать одну жену, мужчина берет другую – но это вопрос к конкретным людям, а не к религии. Вообще хотелось бы обратиться к имамам с просьбой, чтобы они чаще посвящали свои хутбы темам семейных ценностей и отношений, а также ориентировали наших молодых люде й на создание семьи. Развивать институт мусульманской семьи, развивать человеческую ответственность, - наиболее актуальная задача для мусульманского сообщества на сегодняшний день.  К сожалению, много семей распадаются при первых трудностях, и это не обязательно плохие люди – их просто не научили, они не ориентированы на семью и не чувствуют ее ценность, отсюда и проблема матерей-одиночек и детей без отцов. И одна из главных посылов журнала  – ориентация на брак и сохранение семьи и семейных ценностей.

Кстати, нас часто обвиняют в пропаганде феминизма, потому что на страницах журнала бывает много активных ярких женщин-мусульманок, которые добились успеха. Однако я бы хотела подчеркнуть, что они всегда соответствуют своей женской роли, и мы всегда делаем акцент на идее главенства мужа и интересов семьи. Наша героиня – это социально активная женщина, которая выполняет все обязанности дома и при необходимости готова жертвовать своей активностью ради семьи. Более того, наши активистки и проявляют себя, как правило, в женских сферах: красота, мода, благотворительность, социальная работа, журналистика.

 

- Как выстраивается обратная связь с читательницами?

- Нам много пишут – это, как правило, либо отзывы, либо вопросы. Часто женщины задают вопросы, которые стоило бы задать имамам. Прежде в нашем журнале были рубрики, где на обращения читательниц отвечали имамы, психологи, юристы. Сейчас мы пошли другим путем и стараемся готовить тематические статьи..Например, буквально на днях написал мужчина, у которого возник вопрос о дозволенности работы в кредитной компании, и мы поняли, что это повод для большого материала и анализа разных фетв.

Очень часто читательницы обращаются с вопросом о том, что делать, когда запрещают носить хиджаб. Недавно написала учительница из российской глубинки, которой поставил условие директор – или приходи как все или увольняйся. Однако стоит признать, что ситуации не всегда бывают однозначны, и для начала нужно разобраться, что в понимании женщины мусульманская одежда, так как может оказаться, что она ходит на работу, скажем, в черных абаях. Мы бы хотели, чтобы девушки помнили о том, что принцип исламской одежды – в закрытости, а не в черном цвете или выборе одежды какой-то из арабских стран. К сожалению, случается, что девушки вместо того чтобы идти на компромисс, начинают конфликт сами. Нужно выяснить, какой дресс-код начальник считает допустимым и по возможности прийти к решению, которое устроит обе стороны.

С другой стороны, безусловно, нельзя замалчивать, когда претензии к хиджабунеобоснованны или носят ксенофобский характер. Необходимо всегда придавать огласку, когда проблема реально существует.

- Насима, как вы оцениваете современный мусульманский информационный рынок в России?

- Стоит признать, что сейчас немногие читают печатные СМИ, и ставка в большей степени делается на интернет. У нашего журнала тоже есть сайт musulmanka.ru. Однако сайт журнала живет немного отдельной от самого журнала жизнью.И, хотя мы публикуем статьи ранее напечатанные в журнале, также мы стараемся создавать свой уникальный контент. К сожалению, из-за ограниченности в ресурсах иногда перепечатываем интересные публикации из других источников. Однако при этом мы всегда стараемся оперативно аккумулировать на своем ресурсе именно то, что тематически нам соответствует и может быть особо интересно мусульманкам.

Что касается мусульманского информационного пространства в целом, я вижу ситуацию довольно оптимистично. Важно, что все новости оперативно освещаются, мусульмане выражают свою позицию, информационного голода не наблюдается. Кроме того, создается особая среда, когда активные деятели (журналисты, богословы и другие) знакомы друг с другом, взаимодействуют, и это происходит именно благодаря исламским СМИ. Конечно, остается проблема финансирования, часто исламские СМИ функционируют на энтузиазме, а у журналистов, которых нужно мотивировать, совсем маленькие гонорары. Кроме того, существует проблема нехватки профессиональных кадров. И тем, у кого есть желание заниматься журналистикой, неплохо бы для начала пройти какую-то профессиональную подготовку.

- Какими словами можно вкратце составить портрет современной мусульманки, читательницы вашего журнала?

- Я надеюсь, что наши читательницы самые разные. Мусульманка – это, прежде всего, та, у которой есть глубокая вера в сердце,  она скромна в одежде и разговорах, она сострадательна и милосердна. Что касается общественной активности –это уже индивидуально и не столь важно. Вообще, мусульманки сейчас молодцы, активно отзываются, например, на благотворительные призывы. Я постоянно встречаюсь с огромным количеством девушек с большим потенциалом.

Главное –  нужно стараться делать хорошие дела, а не придираться к недостаткам друг друга,будь то в вопросах одежды или каких-то идеологических разногласий, ведь самоутверждению в религии нет места!

- Насима, вы не только редактор, но и жена, и многодетная мама, и блогер – как удается все совмещать?

- Это требования современности, и я пытаюсь соответствовать, мой тайм-менеджмент интуитивен. «Многодетная и многозанятая» - мой девиз. Иногда бывают периоды полного затишья и безделья, а потом я концентрируюсь и становлюсь перфекционисткой. Всегда стараюсь выполнять обязательства, делатьобещанное и даже больше и лучше. Самое главное, что мне все это нравится и в удовольствие. Конечно, как у всех,  бывают успешные и бесполезные дни. Ничего невозможного нет, и если захотеть, можно успеть многое.

Беседовала Нурия Гибадуллина

Социальные комментарии Cackle