• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Воспитание детей в Исламе: 5 самых опасных моделей поведения родителей

Время чтения: 6 мин
20924

Иногда единственные стратегии воспитания, которые мы используем, - это те, на которых воспитывались сами. Чаще всего мы применяем определенные стратегии воспитания детей, даже не понимая, эффективны они или нет. Чтобы быть уверенными в том, что мы воспитываем сильных будущих членов Уммы и ее лидеров, мы должны подумать о том, как воспитать самих себя, и оценить, отдаем ли мы этому все свои силы.

Если вы обнаружите, что используете некоторые из этих неэффективных стратегий воспитания, то читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете изменить свою практику воспитания, чтобы стать по-настоящему хорошим родителем.

1. Переоценка способностей своего ребенка

Это, наверное, самая распространенная стратегия воспитания у родителей. Она пришла на смену практики строжайших запретов, которая была характерна обществу до 80-х годов прошлого столетия. Суть этой стратегии заключается в постоянном одобрении любых значительных и незначительных вещей, которые совершают дети. Фразы типа: «Молодец!», «отличная работа!», «здорово получилось!» стали очень популярны и уже вошли в привычку, а сейчас они слетают с языков родителей по поводу и без.

Вам может показаться, что частая похвала детей мотивирует их на еще большие достижения, то вы ошибаетесь. Если дети слышат похвалу слишком часто, то ее ценность уменьшается. И если ребенок однажды устанет от постоянных «хороший мальчик\хорошая девочка», то просто не захочет делать что-либо хорошо и правильно.

Другим существенным недостатком такой модели поведения является то, что дети растут в ложном самоощущении и самосознании. Если родители постоянно говорят своим детям, что они самые лучшие и самые умные, то велика вероятность воспитать высокомерного и надменного человека.

С другой стороны, обласканный похвалой ребенок, попадая в жестокий взрослый мир, гарантированно получит психологическую травму из-за несоответствия своего образа реальному положению вещей и неприятия обществом мироощущения ребенка.

Нет ничего плохого в том, что человек уверен в своих силах, но чрезмерная самоуверенность может исказить самооценку ребенка. Излишне самоуверенные дети вырастают с чувством собственного превосходства, - с мыслью, что они лучше всех остальных. Горделивость и высокомерие – вот, что вы должны избежать в воспитании ваших детей.

Идеально для подходит совет коранического мудреца Лукмана, который он дал своему ребенку: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов». (Сура Лукман, аят 18)

Как поступать вместо этого?

Используйте положительные отзывы. Хотя похвала - это общее суждение о ребенке как о личности, положительные отзывы более специфичны для действий ребенка. Они говорят вашему ребенку, что он поступает правильно, и когда он узнает об этом, у него будет больше желания повторить что-либо.

Давать положительный отзыв можно двумя способами. Первый – сосредоточиться на усилиях вашего ребенка. Неважно каков будет результат в итоге, важно, как ребенок старался в процессе. Это избавит вашего ребенка от необходимости стремиться к идеальному результату или от необходимости спешить с выполнением задачи, но вместо этого позволит вашему ребенку сконцентрироваться на самом процессе выполнения. Можно использовать следующие фразы: «Ты очень постарался», «ты приложил все свои силы», «это была твоя лучшая попытка», и т.д.

Второй способ – подчеркнуть способности вашего ребенка. В чем действительно хорош ваш ребенок? Будьте конкретны. «Ты действительно понял, как решать эти математические задачи», «ты так мне помог, убрав за собой игрушки», «ты такой аккуратный, когда играешь со своей сестренкой» и др.

Понимаете ли вы, насколько эффективнее эти фразы, чем банальное «молодец» и «отличная работа»?

2. Ответ на любые прихоти ребенка

Бывают ситуации, в которых все, что нужно сделать ребенку, чтобы заполучить что-то – это начать плакать или впасть в истерику. Как правило, родители сразу же стараются дать ребенку то, что он просит. Эта модель поведения называется «дай, чтобы не плакал». Как правило, подобная стратегия применятся родителями, чтобы сохранить спокойствие и тишину в людных местах. Разумеется, успокоить бьющегося в истерике ребенка в магазине очень сложно. А как быть, если вы собираетесь сходить с детьми на пятничный намаз?

Другая причина, по которой родители часто прибегают к этой практике, заключается в том, что им нравится чрезмерно баловать своего ребенка. Такие родители считают, что любовь к детям заключается в потакании их капризам. Они думают, что отказ ребенку в мелочах равносилен подлости и несправедливости.

В обеих ситуациях ребенок будет пользоваться своим положением для контроля своих родителей. Такой ребенок вырастает эгоистичным человеком, неспособным к сопереживанию и не думающим об окружающих. А там, где нет сопереживания, нет и щедрости. В то время как щедрость является одной из лучших черт мусульманина. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается: «Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю и далек от Ада» (Тирмизи).

Ребенок, застрявший в мире, где он и его желания являются центром внимания окружающих, будет ждать от мира исполнения своих прихотей. Если его ожидания не будут удовлетворены, это приведет его в ярость и ненависть к миру. Стоит ли говорить, насколько опасно такое поведение для ребенка и для окружающих?

Как поступать вместо этого?

Научитесь говорить нет и поймите, что это правильно. Будьте твердыми и последовательными. Если ваш ребенок заметит ослабление, он ухватится за это и не отступит, пока не получит желаемого.

Вы также должны знать, когда сказать «нет» действительно уместно. Если вы все время говорите «нет», это очень расстраивает вашего ребенка. Не забывайте говорить «да» тому, что действительно важно для личностного роста и развития вашего ребенка, и не забывайте время от времени поощрять его. Вам следует сказать твердое «нет» эгоизму и меркантилизму вашего ребенка.

Научите вашего ребенка сопереживать другим. Терпеливо и последовательно давайте ему понять, что у других людей тоже есть потребности и желания. Научите его/ее понимать чувства другого человека, потому что это качество мусульманина.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». (Бухари, Муслим)

Вместо этого можно сказать детям следующее: «Ты расстроился из-за того, что у тебя нет этого», «Мне грустно, когда я не могу дать тебе все, что ты просишь», «Нормально грустить от того, что тебе что-то не дали, но кричать - нехорошо».

Обращайте внимание вашего ребенка на чувства окружающих, например: «Ей так грустно», «он так рад видеть тебя», «эта кошка так напугана». Ваш ребенок скоро начнет понимать, что кроме его личных чувств есть также чувства окружающих.

(Продолжение следует)

Islam-today

Социальные комментарии Cackle