Религиозное или светское образование: что важнее?
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
Вопрос.
Как привить ребенку любовь к исламу с ранних лет?
Ответ.
Сообщается от Али ибн Абу Талиба (р.а.), что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Приобретение знания, является обязанностью каждого мусульманина!» (Ибн Маджа, Табарани, Байхакъи).
Какую бы вещь, какое бы явление вы не взяли – все об Аллахе и от Аллаха. Во многих местах Благородного Корана Аллах указывает нам Свои знамения и обращается к нам: «о, обладатели разума!», «разве вы не разумеете?», «для людей размышляющих», «разве вы не думаете?», «разве вы не видите?» и т.п.
«И [Аллах] являет вам Свои знамения [указывающие на Его единственность]. Какие же из знамений Аллаха вы отрицаете?» (Гафир, 81).
«Поистине, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня – знамения для обладающих разумом» (Алю Имран, 190).
«Неужели они [ни разу] не смотрели на небо над собой – как Мы выстроили и украсили [его]? В нем нет щелей [и никаких недостатков]. И землю Мы распростерли, воздвигнув на ней [прочно стоящие] горы, и вырастили разные прекрасные виды [растений]. [Мы сделали все это] Чтобы объяснить и напомнить каждому рабу, который обращается [к Нам, о Нашем Могуществе]» (Каф, 6-8).
Таким образом, все светские науки оповещают нас о том, что Аллах есть, выражают Его качества и атрибуты. А религиозные науки совершенным образом эти знания классифицируют и растолковывают «что, как и почему».
Образно это можно сравнить с ручкой и листом бумаги. Бумага – это светские науки, а ручка – религиозные. Без записей лист не представляет особого значения, так как он чист. Так и светские науки обретают глубокий смысл в связи с религиозными знаниями.
Несколько советов относительно образования детей:
1. Рассматривая получение знаний, как поклонение Всевышнему Аллаху, по возможности находитесь в состоянии омовения.
2. Беря в руки книгу, тетрадь, карандаш... начните с «Бисмиллях» («С Именем Аллаха»). Просите Аллаха даровать вам благие знания. Возможно прочитать следующее дуа:
رَبّ يَسّرْ وَلَا تُعَسّر رَبّ تَمّمْ بِالخَيْر
Транскрипция:
«Рабби йассир уа ля ту‘ассир. Рабби таммим биль-хайр».
Перевод:
«Господь мой! Облегчи для меня (это дело) и не усложняй его. Господь мой! Даруй мне благое его завершение».
3. Старайтесь объяснять своему ребенку необходимость получения знаний, как светских, так и религиозных. Это лишь усилит его восприимчивость и расширит границы познания. Целью получения знаний является познание Господа миров и Его довольство.
4. Прививайте ребенку любовь к Аллаху и всему тому, что приближает к Нему.
«Мир будет под ногами того, кого полюбит Аллах. Какой тебе толк от чьей-то любви и даже любви вселенной, если тебя не будет любить Аллах?!» (Махмуд аль Уфи, куддиса сирруху).
5. Обучайте ребенка Корану и светским наукам, которые обеспечивают лучшее понимание Слова Всевышнего. Например, тот, кто не владеет письмом и речью не сможет прочитать религиозные книги. А человек, который не знает математику, не сможет понять принципы деления наследства в исламе. Соответственно, ему необходимо прежде освоить эти светские науки.
6. Знания должны претворяться в дела и нести пользу людям. «Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому» (Тирмизи, Баззар).
7. Приучайте ребенка к уважительному отношению к ученым и к тому, посредством чего получают знания.
Один ученый выразил трепетное отношение к своему учителю следующими словами: «Он стал для меня и мамой, и папой, и учителем».
Не позволяйте лежать на полу таким предметам, как бумага, книга (любая), тетрадь, карандаш, ручка, стёрка и т.д. Все эти предметы должны занимать свое почетное место.
Исламские ученые о знаниях:
1. «Самое большое невежество – незнание Аллаха».
2. «Люби Аллаха, и Он будет любить тебя. Слушай Аллаха и Он будет слушать тебя. Стань жертвой на пути Аллаха, и Он пожертвует Собой ради тебя».
3. «Куда не посмотри, все создано Всевышним Аллахом. Но, к сожалению, об этом мало кто из людей знает. Многие отдалились от Аллаха и устремились к своим страстям».
4. «В беспечности тот, кто не боится Аллаха».
5. «Пусть никто не надеется ни на кого, кроме Аллаха: ни на себя, ни на родственников, ни на материальное богатство».
6. «Аллах не забывает нас, так как же мы можем забыть Его?!»
7. «Аллах ближе к нам, даже нас самих, но мы далеки от Него на расстоянии 50 000 лет».
Автор: Эльвира Садрутдинова