• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Большая задача: не надо детям давать такие имена

Время чтения: 5 мин
2767

Ребенку надо дать красивое имя. В Судный день человека позовут по имени и по имени его отца (Абу Давуд, № 4948). Детям надо давать имена пророков. Самые подходящие имена: Абдуллах, Абдуррахман и другие схожие имена.

В риваяте, переданном от Абдуллаха б. Умара (р.а.), есть такое высказывание нашего Пророка ﷺ: «Среди ваших имен самые любимые Аллахом – это Абдуллах и Абдуррахман» (Абу Давуд, № 4950). Эти два имени – самые любимые. В каждом из них поминается имя Аллаха. Абдуллах означает «раб Аллаха». А имя Абдуррахман означает «раб Милосердного».

Наш Пророк ﷺ менял плохие имена своих современников на другие имена с хорошим смыслом. Однажды к нему прибыл один человек. Наш Пророк ﷺ спросил у него:

– Как тебя зовут?

– Асрам, – ответил тот человек. Это имя не понравилось нашему Пророку ﷺ, и он сказал:

– Это нехорошее имя. Отныне ты Зур᾿а» (Абу Давуд, № 4954; Хаким, № 7729).

Имя Асрам означает «отрезать». Зур᾿а же означает часть посевов. Тем самым он хотел сказать этому человеку: «Ты вовсе не отрезанный ломоть, а неразрывно связанный с землею посев».

К нашему Пророку ﷺ пришел человек по имени Мудтаджи. Ему также не понравилось это имя, он дал ему имя Мунбаис (Ибн Аби Шейба, № 25898). У досточтимого Умара была дочь по имени Асийя. Он заменил ее имя на Джамилю (Муслим, № 2139).

Детям не надо давать такие имена, как Йесар (Легкий), Реббах (Приобретший), Наджих (Снискавший), Йа᾿ла (Возвышенный), Афлах (Спасенный) и Баракат (Благодатный). Люди верят, что эти имена дадут им шанс на что-то хорошее.

Хотя может получиться и наоборот. Составитель книги говорит: если кто-то спросит: «С тобой ли баракат (благодать)?», то человек по имени Баракат не сможет ответить: «Нет, баракат не со мной».

Ребенку нельзя давать имена Хаким или Хакем (Абу Давуд, № 4955; Бухари, Адабу᾿ль Муфрад, 811). Эти имена присущи Аллаху. То есть, только Аллах – абсолютный судья и обладатель высшей власти. Другие не заслуживают этих имен и не могут быть достойными их.

Детям также нельзя давать имя Абу Иса, что означает «Отец Иисуса», так как люди могут подумать, будто у пророка Исы (мир ему) был отец. Однажды одному человеку дали имя Абу Иса.

Когда наш Пророк ﷺ услышал это имя, он сказал: «У Исы (а.с.) нет отца» (Абу Давуд, № 4963), намекнув на нежелательность такого имени.

Человеку также нельзя давать имена, имеющие смысл «раб такого-то». Человек может быть рабом только Аллаха, никого больше.

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.), наш Пророк ﷺ говорил: «Пусть никто из вас никогда не говорит «мой раб», «моя рабыня», ибо все вы рабы Аллаха. А все ваши женщины  рабыни Аллаха. Пусть говорит «мой невольник», «моя невольница» (Муслим, Алфаз, 15, хадис № 2249).

По мнению некоторых, если говорится «раб, рабыня» с целью показать свое презрение, тогда это запрещено. В аяте сказано:

وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь» (Сура «Нур/Свет», 24/32). Ребенку также нельзя давать имена, выражающие похвалу или оправдание, как Рашид или Эмин. Также не надо звать ребенка по имени и кунии Посланника Аллаха ﷺ. То есть нельзя говорить «Мухаммад Абу аль-Касим».

Наш Пророк ﷺ говорил: «Не соединяйте вместе мое имя и мою кунию» (Бейхаки «Ас-Сунан аль-Кубра», 9/310). Анас (р.а.) поведал: «Однажды наш Пророк ﷺ ходил по рынку. Один человек позвал своего сына:

– Эй, Абу аль-Касим! Подойди сюда!

Когда наш Пророк ﷺ обернулся на этот зов, тот человек сказал:

– Я позвал не Вас, а моего сына.

И тогда наш Пророк ﷺ соизволил сказать:

– Называйте себя моим именем, но не берите мою кунью» (Муслим, Адаб, 1).

Имам Шафии (р.а.) говорил, что независимо от того, дал человек своему ребенку имя Мухаммад или не дал такое имя, он не может использовать для него кунью Абу аль-Касим. По мнению же некоторых алимов, если имя человека не Мухаммад или Ахмад, тогда он может взять себе прозвище Абу аль-Касим («Шарх-и Месабих»). Мусанниф (р.а.) придержиается такого же мнения.

Как написано в книге «Возрождение религиозных наук», если во времена Посланника Аллаха ﷺ кто-то произносил «Абу аль-Касим», то все думали, что обращаются к Посланнику Аллаха ﷺ. Если в то время кого-то называли «Абу аль-Касим», то могла произойти путаница с именами. Однако теперь нет такого затруднения.

Читайте также: Следуем Сунне: 5 этапов имянаречения

Когда ребенку дали имя одного из пророков или ангелов, то этого ребенка нельзя ругать или проклинать, называя его по имени. Это можно понять как неуважение к тем, кто носил это имя. Но нет ничего плохого в том, чтобы ругать ребенка с таким именем, говоря ему «ты такой-то и такой-то», при этом не называя его по имени.

Если мальчика зовут Мухаммад, то надо к нему относиться уважительно. В хадисе сказано: «Не бейте ваших детей, которым дали имя Мухаммад, и не лишайте их вашей доброты.

Если вы назвали мальчика Мухаммадом, то поступайте с ним хорошо, в маджлисе давайте ему место и не стройте ему кислую мину» (Хинди «Кензу᾿ль Уммал», 16/48; Суюти «Джами ас-сагир», 1/35; Хатиби «Тарихи Багдад», 4/153; Беззар, 3883).

Причина сказанного в том, что у мальчика такое же имя, как у Посланника Аллаха ﷺ, который запретил ругать или проклинать мальчиков, носящих его имя (Абу Йа᾿ла, 3386; Хаким, 7795; Келабази «Бахру᾿ль Феваид», 1/80).

Главу государства нельзя называть «малику᾿ль эмлак», то есть «царь царей» (Бухари, № 6206; Муслим, № 2133). В риваяте, дошедшем от Абу Хурайры, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В киямате у Аллаха самым мерзким именем, данным человеку, будет имя «малику᾿ль эмлак», то есть «царь царей» (Бухари, № 6206; Муслим, № 2133).

Некоторые ученые считали таковыми же имена Рахман, Джаббар и Азиз. Автор книги «Тухфатуль Абрар» пишет, что самым подходящим является смысл, который придал этому Ибн Уайна (р.а.). Таково же имя Сейиду ас-Садат, то есть «Великий из великих». Ибн Уайна (р.а.) пояснил «малику᾿ль эмлак» как шахиншах.

Апатия по-мусульмански: как с ней бороться
Наверно, всем известно чувство апатии. Ничего не хочется, все неинтересно, жизнь как будто потеряла вкус. Для мусульманина это положение усугубляется еще и чувством вины за то, что, испытывая уныние, он проявляет неблагодарность Аллаху.
28.01.2022
7290

Из книги «Исламский путь»

Социальные комментарии Cackle