• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы к своим детям!»

Время чтения: 6 мин
1165

Фото: JR-50/ elements.envato.com

Фото: JR-50/ elements.envato.com

Расширение прав по мере роста ребёнка

После рождения, ребёнок не в состоянии продолжать свою жизнь самостоятельно, являясь зависимым от своих родителей и нуждаясь в них. Долг семьи заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей, перечень которых постоянно пополняется. Это утоление голода, необходимость в надёжном убежище, укрывающем от холода и жары, лечение во время болезни, предоставление необходимых для обучения и развития принадлежностей.

Аллах, будучи справедливым, возложил на старших заботу об обеспечении жизни, потому что у малыша на это нет сил. Не обделив родителей милосердием, проявляемым к ребёнку, Он предпринял разумные меры в отношении этих нужд, не оставляя родителей в трудном положении:

«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (Таляк, 7).

«Нельзя причинять вред матери за её ребёнка, а также отцу за его ребёнка» (Аль-Бакара, 233).

Обеспечение средств к существованию, не подвергаясь ущербу, не принося себя в жертву, с учётом условий жизни, настолько важно, что Пророк ﷺ серьёзно предостерегает в отношении пренебрежения этой обязанностью: «Достаточно человеку в качестве греха пренебрежение теми людьми, которых он обязан содержать» (Абу Дауд, Закят, 45).

Удовлетворение потребности в пропитании также включает в себя право ребёнка на грудное молоко. Грудное молоко - самая здоровая, самая питательная и самая качественная пища для новорождённого. Тогда как кормление грудным молоком является настолько сильной связью, что формирует родственные узы между ребёнком и его кормилицей.

То, что испытывает мать, берущая своего малыша на руки для кормления, и чувствует ребёнок, находясь в объятиях матери, выходит далеко за рамки физической потребности в кормлении.

С материнским молоком приходит душевная связь, эмоциональное единение, умственное развитие, укрепление духа. Поэтому Всевышний Аллах возвещает:

«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года» (Аль-Бакара, 233).

Но если какое-либо обстоятельство мешает этому, добавляет: 

«Если они пожелают отнять ребёнка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха» (Аль-Бакара, 233).

До тех пор, пока ребёнок не достигнет физической и умственной зрелости, уход, присмотр, обучение, предостережение от нанесения вреда другим, и защита его самого от опасности, реализуется его попечителями.

Родители, живущие в одном доме, поддерживающие семейный союз, опеку осуществляют совместно. Однако, если семейный союз расторгнут или один из родителей скончался, право заботы о маленьком ребёнке в первую очередь предоставляется матери.

Касательно этого вопроса, Пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Того, кто разлучит мать с ребёнком, Аллах в Судный день разлучит с теми, кого он любит» (Тирмизи, Бую, 52). Одним словом, ребёнок имеет право на удовлетворение потребности в доверии и привязанности.

Фото: altanaka/ elements.envato.com

Фото: altanaka/ elements.envato.com

Ребёнок хочет, чтобы его понимали. Он хочет, чтобы обращали внимание на его состояние, учитывали его желания, разделяли его мечты, прислушивались к его мнению, помогали справляться с трудностями.

Хочет, чтобы его родители были объективны к нему и защищали его права. В особенности одним из самых важных прав ребёнка является соблюдение справедливости между братьями и сёстрами, как в материальном, так и в духовном отношении.

Существование предвзятого отношения и несправедливых решений внутри семьи, нанося вред родителям, порождает вражду, ненависть, ревность и разногласия между детьми. Таким образом, при необходимости, как внимание и поощрение, так и ограничения, и запреты должны справедливо применяться по отношению ко всем детям.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Ты имеешь право на то, чтобы твои дети были добры к тебе. Так же, как твои дети имеют право на то, чтобы ты справедливо относился к ним» (Абу Дауд, Бую, 83).

Родители должны быть внимательны при покупке подарков или поощрении своих детей, делая одного счастливым, нельзя отвергать другого, развеселив одного, нельзя заставлять другого плакать. Своему сподвижнику по имени Башир, который хотел подарить подарок только одному из своих детей, Нуману, наш дорогой Пророк ﷺ сказал: «Не делай меня свидетелем. Так как я не хочу быть свидетелем несправедливости (Бухари, Шахадат, 9) – и добавил. – Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы к своим детям!» (Муслим, Хиба, 13).

Ребёнок имеет право видеть сострадание и привязанность со стороны родителей, учиться любви в родном доме. Тепло материнских объятий и отцовского очага должно полностью его окутывать, обогреть душу. Он должен вкусить настоящую любовь в семье, которая не ищет выгоды, ничего не ждёт взамен, не ставит условий. У него есть Пророк ﷺ, искренне обнимавший детей, который говорил о том, что не достаточно просто любить, необходимо также проявлять эту любовь.

Фото: bluejeanimages/ elements.envato.com

Фото: bluejeanimages/ elements.envato.com

Есть Пророк ﷺ, который играл с детьми, целовал их, брал их на спину, возил на верблюдах, спрашивал, как у них дела, проходя мимо, здоровался с ними, молился, усадив их на колени, и угощал детей первыми созревшими фруктами. Более того, есть

Пророк ﷺ, который сказал человеку, не целующему своих детей: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?» (Муслим, Фадаил, 64).

Говоря: «Не записываются деяния трёх человек: ребёнка, до тех пор, пока он не достигнет зрелости, сумасшедшего, до тех пор, пока к нему не вернётся рассудок и спящего, до тех пор, пока он не проснётся» (Абу Дауд, Худуд, 17), – наш Пророк ﷺ указывает на то, как Аллах проявляет снисходительность, прощая маленьких детей, не наказывая их за каждую содеянную ошибку, и то, что такое же отношение должны продемонстрировать и родители.

Ребёнок имеет право на то, чтобы к нему обращались в соответствии с его возрастом, относились с пониманием, имеет право постигать истину на самом добром языке. Конечно, он будет ошибаться, забывать, теряться, оступаться, и даже иногда упрямиться, а иногда скучать. В конце концов, он ребёнок! Ребёнок, который нуждается в терпении и снисхождении своих родителей на своём пути к достижению совершенства...

«Создание семейного очага в исламе»

Социальные комментарии Cackle