Золотое поколение ислама: кто такие суфии?
Фото: hakanyalicn / shutterstock.com.
Нападки на суфизм начались в VI веке, что же касается III века, когда он появился, то никто даже не критиковал его, более того, суфизм был принят как истинный путь.
Доктор Ахмад Галлюш говорит: «Многие задают вопрос о причине появления этого движения именно после века сподвижников и табиинов, а не раньше. Ответ здесь очень прост: в то время не было никакой потребности в появлении суфизма, так как большинство мусульман этого периода были богобоязненны, набожны и аскетичны. Можно сказать, они все были суфиями.
Это как рыба, которая не знает, не осознаёт, что плавает в воде и что такое вода. Только оказавшись вне живительной влаги, она начинает понимать, что такое суша, что такое вода, и какая она бывает – местами богатая кислородом, местами бедная...
Фото: Reephotoeasy / shutterstock.com.
Таковы были первые мусульмане времён Пророка Мухаммада ﷺ. Они были ближе ко времени Пророка ﷺ, поэтому у них было стремление к богослужениям, это качество для них было естественным. Более того, эти люди даже соревновались друг с другом в благих деяниях, что было им присуще, было их природой, естеством, поэтому не было необходимости наставлять их на то, что они итак делали.
Этих людей можно сравнить с бедуинами, которые были прекрасными знатоками арабского языка, язык для них был естественным явлением, они свободно слагали на нем стихотворения и не нуждались ни в каких грамматических и стилистических правилах, они практиковали эти правила, даже не зная их.
Правила арабского языка появились позже, именно тогда, когда в него начали проникать чужая лексика и чужие правила.
Также арабский язык нужен был и для тех иноязычных, которые хотели изучать Коран и положения Шариата. То есть правила арабского языка были изучены и разработаны тогда, когда они стали социальной необходимостью» (Мухаммад Юсуф Хаттар. Тарикат в свете Корана и Сунны (Энциклопедия суфизма). / Пер. с арабского Р.К. Адыгамова. – М.: Издательский дом «Ансар», 2012. – С. 17).
Тарикат Бекташи: концепция «Мухаббат» и послание мира
Что касается сподвижников и табиинов, то они на деле были суфиями, даже несмотря на то, что не называли себя таким образом. Ведь суфизм подразумевает под собой жизнь в этом мире ради довольства Аллаха, а не ради удовлетворения своих страстей.
Суфий – тот, кто совершает богослужения, придерживается принципов аскетизма, стремится к довольству Аллаха всей душой, сердцем, всей своей сущностью. Он стремится к высокому состоянию своей духовности, так же как это делали сподвижники Пророка ﷺ.
Фото: Ислам-тудей.
Эти люди не только признавали положения акыды (вероубеждение – прим.), не только выполняли фарды, они выполняли все то, что повелел Пророк ﷺ, все деяния – и обязательные, и желательные. Они воздерживались не только от харама, но даже от макруха.
Именно поэтому их сердца и взоры озарились Божественным светом, Божественная мудрость пронизывала все их естество, именно поэтому они были способны познавать Божественные тайны. Такой же образ жизни продолжали и табиины, и табии ут-табиины.
Эти поколения были золотыми поколениями ислама, именно об этом в одном из хадисов Пророка ﷺ сказано: «Лучшее поколение – мое поколение, а затем те, кто следует за ним, и те, кто следует за вторым поколением».
Ислам двигался дальше в своем историческом развитии, в него входили новые народы, началась дифференциация знаний, появились науки и, соответственно, специалисты и знатоки. Таким образом, появилась грамматика, фикх (исламское право), хадис, тафсир, правонаследование и прочие науки.
Ахметшин Д.Ф.