Жизнь и характер мусульманина
«И Аллах даровал им награду в этом мире [помощь и победу] и лучшую награду в вечной жизни [прощение и Рай]. И Аллах любит добродетельных [непременно вознаградит их]» (сура "али-Имран", 148)
Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им Аллах), сообщил, что посланник Аллаха (мир ему), передававший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал:
«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это:
"За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более таких добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело"». (Аль-Бухари и Муслим).
Приведенные цитаты из Корана и изречений посланника Аллаха (мир ему) доказывают, что Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни. Любовь Аллаха созидательна, она помогает утверждать прекрасное и очищать жизнь от скверны.
То есть Всевышний с нами строит отношения на основе Его любви к нам. И Он учит нас быть такими же мягкими и добрыми людьми. Ибо сама вера помимо Единобожия и законов состоит из величайшей любви ко всему. Аллах в Коране сказал:
«Прояви [о Мухаммад] снисходительность [к людям], призывай к хорошему и отвернись от невежд [не отвечая на их непристойные действия тем же]» (сура «Араф», аят 199);
«И пусть не клянутся благородные и богатые среди вас, что не станут [впредь] помогать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха. Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? И Аллах — Прощающий, Милующий [верующих]». (сура «Нур» аят 22);
«Они [богобоязненные] жертвуют [свое имущество на благие цели] и в изобилии, и в скудости, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных». (сура «Али Имран», аят 134);
Из другого аята мы можем увидеть, как Аллах Любящий и проявляет Свое милосердие к тем, кто оступился и согрешил:
«Скажи [о Мухаммад] Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью [своих грехов]: «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий [даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти], Милующий [Своих рабов]»» (сура «Толпы», аят 53);
Так и мусульманин должен прощать ради Всевышнего. И далее мы рассмотрим хадисы (изречения) пророка Мухаммада (мир ему):
«Смилуйся к тем, кто на земле, и помилует тебя Тот, Кто на небесах» (Ат-Табарани);
Так и мусульманин должен распространять вокруг себя любовь, милосердие и другие самые нравственные и благородные ценности.
«Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)» (Тирмизи);
«Не от нас тот, кто не милостив к младшему среди нас и не почитает старшего среди нас» (Тирмизи);
«Никто из вас не будет истинным верующим, покуда он не желает для своего брата того же, чего он желает для себя» (по Бухари, Муслиму, Тирмиди, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбал);
«Мусульманин - тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (по Бухари, Муслиму, Тирмиди, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбалу);
«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Аль-Бухари, Муслим).
Точно также в истории, экономике, политике, юриспруденции и других областях науки и искусства «мусульманин будет изучать каждую область знаний в ее правильной перспективе, стремиться к верной цели и придет к верному результату. В истории он сделает правильные выводы из прошлого и узнает истинные причины подъема и падения цивилизаций.
Он будет способствовать развитию всего положительного, что было ранее, и тщательно избегать всего того, что в прошлом вело к падению и распаду. Истинный мусульманин всегда благочестив, почтительно относится к родителям, поступает только по справедливости. Он живет в мире с верой, что его способности - это дар Божий, и свобода, которой он наделен, не должна обернуться злом для окружающих, и в его собственных интересах пользоваться ею в согласии с Божьей волей».
Он постоянно будет помнить, что однажды он предстанет перед Всевышним и отчитается за все свои поступки. Чувство подотчетности перед Аллахом постоянно будет в его сознании, и он никогда не станет вести себя легкомысленно и безответственно.
Как однажды Всевышний "пришел в гости"...
Те, кто творят добро, процветают
Как всем известно, есть два моря — Галилейское и Мертвое. В Галилейское море вода поступает и вытекает оттуда. Вода в нем свежая и сладкая, и жизнь в нем — и флора и фауна — так и кипит. Галилейское море плодородно и продуктивно, и своими плодами кормит окружающую землю и множество людей, которые рассчитывают на то, что оно будет дарить им пищу и питье. Вода жизни циркулирует по Галилейскому морю и попадает в Мертвое, которое представляет собой полную противоположность морю Галилейскому.
Вода Мертвого моря соленая и мертвая. Она застаивается, хотя и получает свежий приток в виде воды из реки Иордан, которая проходит через Галилейское море. Однако из Мертвого моря вода никуда не вытекает.
Это море только получает, но ничего не отдает. И поэтому оно не может процветать. Окружающая его пустыня тоже безжизненна и мертва. Деловой человек, который стремится как можно больше дать своим клиентам, добьется и успеха, и богатства.
Помогая другим, мы помогаем себе, ибо то настроение, которое мы излучаем, совершая полный круг, возвращается к нам.
«Каждое доброе дело есть благотворительность, — говорит Мухаммад (мир ему), — Улыбка на лице твоего брата есть благотворительность. Призыв к твоим собратьям быть добродетельными равен милостыне.
6 видов садака, которую можно дать, даже не имея денег
Указав путнику правильную дорогу, ты творишь благо. Помощь слепому — благотворительность. Если ты очистил тропу от камней и шипов, ты творил благо. Если ты напоил жаждущего, ты сотворил благо. Истинное богатство человека в будущей жизни — это то благо, которое он сотворил своим ближним в этом мире.
Дарение и получение имеют отношение ко всем областям жизни, а не только к деньгам и другим ощутимым, материальным благам. В более широком смысле дарение связано с нашим здоровьем, счастьем и общим благополучием.
Разве ваша душа не поет, когда вы дарите с любовью, живущей в вашем сердце и разуме? Разве шаги ваши не становятся легче, а глаза не зажигаются ярче, когда вам удалось помочь ближнему — от одного только удовольствия быть полезным? И возможно, вы испытываете особенно сильную радость, если ваше доброе дело осталось безымянным!
«Подумайте только о моральном превосходстве такого человека над неверующим. Ведь жизнь мусульманина является воплощением чистоты и благочестия, любви и альтруизма. Его мышление свободно, чисто от злых помыслов и извращенных амбиций. Он не будет видеть зло, слышать зло и делать зло. Следуя за истиной, он никогда не солжет. Он будет зарабатывать себе на жизнь справедливым и честным образом и предпочтет голод пище, заработанной обманом с помощью эксплуатации и несправедливости.
Какая сила может заставить свернуть его с праведного Пути? Каким богатством можно купить его веру? Какими посулами можно купить его, заставить изменить вере в Аллаха?
Он будет самым богатым, потому что он независим и его не прельщает ничто суетное. Он довольствуется суровой, но богатой духовно жизнью. Ведь он не властолюбив, не жаден и не корыстен. Он будет самым почитаемым, известным и любимым, ибо жизнь его - образец благочестия и милосердия. Он отдает должное всем вместе и каждому в отдельности, выполняет свой долг честно и трудится искренне на благо других.
Сердца людей потянутся к нему. Никто не может заслужить большего доверия, чем он, ибо он не предаст веры, не свернет с праведного пути. Он смел, честен и справедлив во всех делах, ибо уверен, что Бог - вездесущий и всевидящий».
Не поддается описанию честность и добросовестность такого человека. Найдется ли кто-нибудь, кто не станет его уважать? Таковы жизнь и характер мусульманина.
Абдуррахман хазрат Хабибуллин, директор Мамадышского медресе