• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Все, помимо этого пути, – это сказка..."

Время чтения: 9 мин
1663

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира. 

 

 Глава 131. Разъяснение того, что для владычествующего человека ошибочно проявлять гордыню, а если он проявляет скромность и кротость, то является Божьим человеком

 

Кто есть владыка? Тот, кто стал подобен земле 

И очистился от всего сущего. 

Счел себя он ниже всех людей 
И это качество [всем] сердцем и душой избрал. 

Взял он людей себе в товарищи, 
Над всеми владычествовать стал. 

Все, помимо этого пути – это сказка, 
А тот, кто этим делом не занялся, тот сумасшедший. 

Хоть и является он эмиром горделивым из числа владык, 
Владычество для него ношей тяжелой является. 

Остался он под бременем порока, 
Наполнен он страстями и нафсом дурным. 

Из-за нафса и желания [существует] эта страсть, 
Бесстыдство тех людей по отношению к Аллаху. 

Отворачивает лицо, людей поносит, 
Ради той мертвечины унижается он, словно утка. 

Такой человек, если полностью всего лишится (букв. с головою головы лишится – прим. ред.), 
В этом деле он также владыкой становится. 

Да будет посыпана пеплом голова того владыки, 
Который не имеет мнения и несчастен. 

Посему не называй его владыкой, а называй презренным. 
После этого скромника владыкой называй. 

Скромный человек владыкой и лучшим является.
Если назовешь его владыкой, то [по праву] владыкой он является. 

Поскольку от него людям спокойно, 
Он и есть владыка, и человек благодаря ему владыкой становится.

Ценностью обладает он, а не тот владыка,
Что над ним владычествует в разговорах.

Разговоры его все порочны. 
Среди людей не имеет он спроса. 

Посему, нельзя называть его владыкой. 
Какие-либо слова, помимо этих, клянусь Аллахом, ошибочны!

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle