Всё, что нужно знать про итикаф
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Определение итикафа
Итикаф в арабском языке имеет значения «находиться в определенном месте, ограничиваться».
В религиозной терминологии итикаф означает уединение на некоторое время постящегося человека в мечети или месте, которое выполняет функцию мечети.
Того, кто находится в состоянии итикафа, называют «мутакиф» или «акиф».
Для мужчин местом для итикафа может служить мечеть, где читается азан и совершаются все пять обязательных намазов. А для женщин этим местом может служить комната или уголок в комнате, чтобы она могла на некоторое время уединяться.
Законность итикафа
Основа законности итикафа утверждена Кораном и сунной. Аллах сказал: «И не приближайтесь к ним (женщинам), когда вы затворились в мечетях». Не вступайте с ними [женами] в близость, когда вы находитесь в мечетях в состоянии итикяфа [для поклонения]» (аль-Бакара, 187).
Аиша (р.а.) передает: «Пророк (ﷺ) совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (Бухари, Муслим).
Хасан ибн ‘Аммар аш-Шурунбуляли аль-Ханафи (рахимахуллахи) говорит: «Привязка к мечетям, которые предназначены для поклонения, и оставление дозволенного полового акта ради этого указывают на то, что он (итикаф) – это вид приближения (к Аллаху)» («Маракы аль-фалях», с. 268).
Виды итикафа
Ваджиб: Если человек дал обет (назр) Аллаху, что совершит итикаф на такое-то количество дней.
Сунна кифая муаккада: Таково положение итикафа в последние десять дней рамадана.
Сунна муаккада – настоятельно рекомендуемое утвержденное желательное дело. Кифая – обращенная к общине, так что если ее выполняет достаточное количество людей, то для остальных она перестает быть «муаккада» – настоятельно рекомендуемым утвержденным желательным делом, и становится просто желательным делом.
Мустахаб: И он может быть желательным (мустахабб). Таково его положение в остальное время года, если человек его совершает не по причине обета.
Где совершать итикаф?
Имам аш-Шурунбуляли (рахимахуллахи) говорит о том, где следует проводить итикаф мужчинам: «В мечети, в которой проводятся в коллективе пять (обязательных) молитв. Согласно словам Али и Хузейфы (да будет доволен Аллах ими обоими): «Нет итикафа, кроме как в мечети, в которой проводятся коллективные молитвы». И потому что это будет ожиданием молитвы в самом полноценном ее виде – совершаемом в коллективе. И недействителен итикаф в мечети, в которой не проводятся в коллективе молитвы согласно их пяти временам» («Маракы аль-фалях», с. 264).
Имам Ибн Абидин аль-Ханафи (рахимахуллахи) дополняет: «Это все, чтобы разъяснить условие действительности, как сказано в «ан-Нахр» и «аль-Фатх». А что касается наилучшего итикафа, то таким он будет в Запретной мечети, затем в мечети Пророка (ﷺ) затем в мечети аль-Акса. Затем в соборной мечети – было сказано, что это в том случае, если в ней проводятся коллективные молитвы, и если они не проводятся, то тогда (лучше) в его (совершающего итикаф) мечети, чтобы у него не было нужды выходить. Затем лучше та мечеть, которую посещает большее количество людей» («Радд аль-мухтар» 2/441).
Итикаф женщин
Что касается женщин, то сначала следует указать, что женщине не разрешено посвящать себя затворничеству без разрешения мужа. И если муж дал разрешение, то после этого он должен соблюдать данное им разрешение и не прерывать ее итикаф ради полового акта или чего-либо еще.
Имам аш-Шурунбуляли (рахимахуллахи) сказал: «А женщина совершает итикаф в «мечети» (букв: месте для суджудов, земных поклонов) ее дома – это то место, которое выделено ею (внутри дома) для совершения в нем молитв» («Нур аль-идах», с. 145).
Необходимые условия для действительности итикафа
1. Намерение.
Чтобы итикаф засчитался, необходимо сделать намерение пребывать в мечети некоторое время с целью богослужения, с намерением исполнить сунну Пророка (ﷺ).
2. Пребывание в мечети.
Имам аш-Шурунбуляли (рахимахуллахи) пишет: «Главное мнение заключается в том, что наименьшее время итикафа –небольшой неопределенный промежуток времени. Итикаф будет засчитан за сам факт пребывания с намерением на итикаф, даже если тот, кто вознамерился, шел по мечети или проходил через мечеть, не присаживаясь в ней. Будь то днем или ночью. И это – уловка (выход из положения) для того, кто захотел войти в мечеть и выйти через другую дверь, чтобы не считалось, что он сделал из мечети дорогу, поскольку это не разрешено. В соответствии с этим мнением дается фатва, поскольку данный итикаф – добровольное пожертвование, условием которого не является пост. И каждая часть (мгновение) пребывания (в месте итикафа) – это уже поклонение при наличии намерения» («Маракы аль-фалях», с. 266).
3. Чистота.
Для действительности итикафа совершающий его должен быть чист от состояния осквернения (т. е. должен быть искупавшимся после семяизвержения или половой близости); если женщина, то ещё и от месячных и послеродовых выделений. Также необходимо, чтобы тело и одежда были чисты от нечистот, которые могут испачкать мечеть.
Соблюдение поста не является необходимым составляющим итикафа. От Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) говорится: «Совершающему итикаф не вменяется в обязанность соблюдение поста, кроме как если он сам пожелает этого [чтобы удостоиться дополнительного воздаяния]» («Джамиуль-ахадис», № 19396).
Если человек дал обет исполнить итикаф, соблюдая пост, – поскольку такой итикаф ценнее, – вменяется в обязанность его исполнить, постясь.
Чем заниматься во время итикафа?
Имам аш-Шурунбуляли (рахимахуллахи) пишет: «Пусть он держится постоянства в чтении Корана и поминании Аллаха, пусть занимается хадисами, исламскими науками и их изучением. Пусть займет себя жизнеописанием Пророка (ﷺ), историями пророков (мира им всем), рассказами о праведниках, записью вопросов религии» («Маракы аль-фалях», с. 267).
Говорить следует только о благом и произносить только благое, ведь разговоры не во благо не разрешены, и обычный нейтральный разговор без нужды нежелателен (макрух) в мечети в любое время («Маракы аль-фалях», с. 267).
Что делает итикаф недействительным?
1. Половое сношение, даже если не произойдёт семяизвержения.
2. Выход из мечети без необходимости.
3. Вероотступничество.
4. Опьянение и потеря рассудка, будь то умышленное или неумышленное, вызванное алкоголем или наркотическими веществами.
5. Месячные и послеродовые выделения.
Автор: Эльвира Садрутдинова