«Всякая вещь возвращается…»
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 73. Рассказ
Был один шейх великий и воздержанный,
Следовавший по пути шариата и религии, богомольный.
Всякий раз, когда устремлялся он к тарикату,
С помощью истины волос он расщеплял.
В те дни его будто бы, дескать,
Падишах жил весьма почитаемый.
Захватывал и завоевывал он страны,
Всех их себе подчинял.
Был он царем царей благодаря справедливости и правосудию,
Отчаявшимся он давал желанное [для них].
Был он влюбленным в чертог Аллаха,
Сведущим был, как о шейхе, так и о себе.
Денно и нощно он постоянно находился
В присутствии шейха, того Царя мира.
Были они вместе годы и месяцы,
Словно мед и молоко, друг с другом смешались.
Беседовали они друг с другом в этом мире,
Множество благ видели бесчисленных.
Всякий раз, когда шейх отправлялся к царю,
Царь из-за облака появлялся, словно месяц.
Оказывал он [ему] милости и лелеял [его],
[Всей] душой и сердцем шейху был предан.
Отправлялся в путешествия с шейхом царь,
Милостыню раздавал он ради Аллаха.
Долгое время они друг с другом так жили,
Словно мед и сахар, финик и инжир.
Вдруг у царя родился сын.
Был он свободным, оказался в оковах.
Сердцем предался он тому сыну так,
Будто бы был царь телом, а он подобен был душе.
Растили его ста способами почтения и ласки,
Мольбы за него произносили [Аллаху].
Когда прошло несколько лет после его [рождения],
Стал он красивым юношей весьма прелестным.
Охваченный любовью, он выбрал воздержанность и благочестие,
Стал шейхом Господним, словно Байазид (Бистами – прим. ред.).
Такую жизнь стал вести,
Сто тысяч удовольствий обратил в горечь.
У шейха тоже родился сын,
Грустным был он, [но тот] сердце его открыл.
Возблагодарил он Великодушного Создателя,
Ибо дал Он ему сына напоминающего.
Когда несколько лет прошло таким образом,
Он юношей стал, обладавшим красноречием.
Попросил он для себя места и положения,
Пожелал себя вперед продвинуть.
В голове его другое желание возникло,
Дабы сделать себя царем.
Сказал он: «Ты знаешь, отчего так случилось?
Из-за еды, которую они ели, о прелестный».
Та еда царя к основе его увлекла,
А эта еда шейха шейхом стала, очевидно.
Посмотри на величие и красоту,
То одним является, а это другим.
«Всякая вещь возвращается…» здесь прочитай,
К смыслу той основы вперед устремись.
То, что инжиром является, всегда отдает инжиром,
А то, что фиником является, сладость приносит.
Посему истина такова, о душа!
Что посеешь ты, то и пожнешь, несомненно.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.