В народе говорят, что женщины не могут посещать могилы, правда ли это?
Фото: Ислам-тудей
Вопрос:
– В народе говорят, что женщины не могут посещать могилы, правда ли это?
Ответ:
В хадисах, разрешающих посещение могил, использовано объединения грамматических родов, поэтому разрешение (Путь объединения грамматических родов означает, что те положения, которые упоминаются для объединённого рода, касаются и всех объединённых родов) распространяется и на женщин. Так же, как есть разрешение на посещение для мужчин, есть это разрешение и для женщин, так как посещение могилы приносит такую пользу, как извлечение урока на примере тех, кто лежит в могиле, напоминание о будущей жизни и молитва о покойном.
Из того, что мы узнали из рассказа от досточтимой Айши (р.а.), досточтимый Пророк ﷺ разрешил и женщинам посещать могилы (Ибн Маджа, «Джанаиз», 47).
И, воспользовавшись этим правом, досточтимая Айша (р.а.), лично посетила могилу своего брата Абдуррахмана (Тирмизи, «Джанаиз», 61).
Вместе с тем известно, что она также посещала могилы прежде всего досточтимого Пророка ﷺ, а также досточтимого Абу Бакра и досточтимого Умара. Эти примеры показывают, что женщинам также разрешено посещать могилы. Помимо того, пророк, встретив у могилы женщину, плачущую о своём умершем ребёнке, посоветовал ей быть терпеливой и не запретил ей этот визит (Бухари, «Джанаиз», 7; Муслим, «Джанаиз» 17).
Фото: Ислам-тудей
Женщины могут посещать кладбища, при условии в первую очередь безопасности; и если нет страха, что они будут кричать, вырывать волосы на голове и проявлять чрезмерное уважение к могилам, что может привести к фитне. Хадисы, в которых говорится, что досточтимый Пророк ﷺ проклинал женщин, которые часто посещали могилы (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа) относятся к периоду, когда ещё сохранялись привычки эпохи невежества (Тирмизи, «Джанаиз»).
Если женщины пострадают с точки зрения безопасности при посещении могилы, то сегодня в этом отношении могут быть предприняты меры. В противном случае для женщин нет религиозного запрета посещать могилы.
Ответ на основе книги "Ислам в вопросах". Перевод Ольга Тюркмен