В каком случае нам придется отвечать и за чужие грехи?
Вопрос:
В Коране говорится, что никто не понесет бремени чужого греха, почему же тогда на человека возлагаются грехи того, в чей адрес он злословил?
Ответ:
Это является наказанием за злословие. На того, кто злословит в адрес другого человека, будут возложены грехи этого человека, а сявабы злословившего будут переданы этому человеку. В одном из хадисов сообщается: «В судный день человек получит свою книгу деяний, поглядев в которую он скажет: «В мирской жизни я совершил такие-то поклонения, но они не записаны здесь». Ему будет сказано: «Они были стерты и записаны тому, в чей адрес ты злословил» (Исфахани).
Если человек очень много злословит или попирает права других людей, то он может оказаться муфлисом (банкротом). В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Настоящий муфлис это тот, кто предстанет в судный день совершавшим тщательно намаз, соблюдавшим пост и выплачивавшим закят. Однако в этот День к нему придут целая толпа людей, которых он порочил, ругал и оскорблял. И все сявабы этого человека будут розданы всем тем, чьи права он попрал. Если его сявабы закончатся до того, как он возместит права этих людей, то грехи этих людей будут возложены на него. И после этого, он будет брошен в Ад» (Муслим).
Да, никто не понесет бремени чужого греха, однако тот, кто откроет в исламе скверный путь, на того будет возложена и часть грехов тех, кто последует по этому пути. Это подтверждается следующими тремя хадисами:
«На того, кто откроет в нашей религии скверный путь, будут возложены грехи тех, кто последует по этому пути, и при этом ничего не убавится от их прегрешения» (Муслим).
«Тому, кто укажет путь к греховному, будет записан такой же грех, как и тому, кто совершит этот грех» (Дайлями).
«Тот, кто обрадуется совершенным кем-то грехом, будет подобен совершившему его» (Газали).
Значит, никто не понесет бремени чужого греха, не совершив какого-либо преступления, а будет отвечать лишь за то, что совершил сам.
Islam-Today