Следует ли женщине участвовать в похоронных обрядах? Точка зрения 4-х мазхабов
Ответ:
Умму Атыйя (да будет ею доволен Аллах) поведала о том, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам женщинам сопровождать умерших, ибо это не было нашей обязанностью». Данный хадис приведен в сборнике хадисов имама Бухари.
У Табарани приводит следующий хадис от Умму Атыйя (да будет ею доволен Аллах): «В Медине Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел собраться в одном доме, после чего к нам пришел Умар (да будет им доволен Аллах) и сказал:
– Я пришел с вестью от Благословенного Пророка, и Он вам женщинам запретил выходить за джаназа (то есть сопровождать покойного, участвовать в похоронах)».
В приданиях от Ибн Мунзира, Ибни Масуда, Ибн Умара, Аишы, Абу Умамы также упоминается о том, что по Исламу не допускается участие женщин в похоронах.
Подобного мнения придерживались такие великие богословы как Ибрахим Нахаи, Хасан Бахри, Масрук, Ибн Сирин, Авзаи и другие. Суфьян Саври в свою очередь приравнял участие женщин в похоронах к бид’ату, то есть нововведению.
Имам Абу Ханифа заключил, что участие женщин в похоронной процессии считается непозволительным.
Имам Малик считал, что только пожилым женщинам позволительно участвовать в похоронном процессе.
Имам Шафии не считал это харамом, а относил к деяниям макрух, опираясь на следующее придание:
Анас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Мы участвовали в похоронах с Посланником Аллаха, и Он увидел там женщин.
– Вы можете понести на себе покойника? – спросил Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) у них.
– Нет, – ответили они.
– А вы можете похоронить покойного? – спросил Он (мир ему и благословение Аллаха) вновь.
– Тогда возвращайтесь домой, не заработав ни одного саваба» .
В итоге можно сказать, что участие женщины в похоронах позволительно, только если нет мужчин, которые могут похоронить умершего.
Islam-Today
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!