• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Следуем Сунне: как мусульманин должен вести себя за столом?

Время чтения: 2 мин
9650

Вопрос.

Я слышала, что за общим столом выбирать разрешается лишь фрукты. Расскажите, пожалуйста, об этой сунне подробнее. Заранее спасибо!

Ответ.

Ислам учит нас не только тому, как нужно совершать намаз, как вести себя с окружающими, как посещать мечети, но и призывает соблюдать определенные правила во время приема пищи.

Действительно, по исламу во время трапезы следует брать ту пищу, которая находится ближе всего, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты. Относительно данной темы имеется следующий хадис:

Один сподвижник рассказывал: «Однажды мы вместе с Пророком (мир ему) ели из общей тарелки. Это было кушанье из мяса, хлеба и воды. И тут я стал кушать с разных частей тарелки. Пророк (мир ему) сказал мне: «О, Икрас! Ешь с одного края тарелки, поскольку это всё - общее (одно) кушанье».

Позже мы приступили к финикам, и я начал есть с того края, что ближе ко мне. На этот раз Пророк (мир ему) сказал: «Ты можешь выбирать любое, что захочешь, потому что это всё не одно целое кушанье (а отдельное)» (Тирмизи, «Ат’име», 41).

Мы видим, что Пророк (мир ему) начинал прием пищи с того, что находилось перед ним. Он (мир ему) не тянулся к блюдам с другой части стола, рекомендовал своим последователям съедать сначала то, что находится на краю тарелки и приступал к середине только к концу приема пищи, говоря: «Именно здесь находится благословение».

В одном из хадисов говорится: «Благодать пищи ниспосылается на самую середину, поэтому не начинайте есть с неё» (Джам’уль Фаваид, 5/386; Таргиб и Тархиб, 4/356).

Следовательно, что в данном риваяте затронута культура принятия пищи. То есть, брать еду с той стороны, которая ближе к тебе считается наилучшим. А что касается блюд, где представлены различные виды угощений, то в таком случае выбрать понравившееся не порицается.

Однако если человек по собственному желанию возьмет себе что-то похуже [поменьше], оставив братьям то, что лучше – такой поступок поистине считается очень добродетельным. В Священном Коране подобное деяние описывается так:

«… Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (Сура «Собрание», 59/9).

Мир вам и благословения Аллаха!

Islam-today 

Социальные комментарии Cackle