Правда ли, что по ханафитскому мазхабу при омовении нельзя мыть кожу под редкой бородой ?
Вопрос:
Имам ан-Навави сказал в своей книге «аль-Маджму’»: «Мы упомянули о том, что согласно нашему мазхабу необходимо мыть редкую бороду и кожу под ней, о чем сказали Малик, Ахмад и Дауд. Некоторые наши братья, в том числе Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах!), сказали: Не нужно мыть то, что под ней [бородой], также как [не нужно мыть то, что находится] глубоко в рту».
Означает ли это, что, согласно ханафитскому мазхабу, нельзя мыть кожу под редкой бородой (при омовении)?
Ответ:
В данном вопросе среди ученых существует два различных подхода.
Согласно первому подходу необходимо исходить из того, видно ли то, что под бородой или нет. В первом случае необходимо прочесывать бороду пальцами, а во втором – нет. Имам Ибн Наджим аль-Ханафи сказал в книге «аль-Бахр ар-раик»: «Под редкой бородой имеется в виду то, что под ней не видно кожи, если же под бородой видно кожу, то необходимо, чтобы вода дошла до того, что под ней (бородой)».
В этом моменте нет различия между ханафитским и шафиитским мазхабом.
Согласно второму подходу определяющим является наличие или отсутствие бороды. О чем свидетельствуют слова более ранних ученых об отсутствии обязательности мытья того, что под бородой, независимо от того, густая борода или редкая, и без уточнения видно ли под ней кожу или нет. В частности, имам ат-Тахави в книге «Мухтасар ихтиляф аль-уляма» сказал: «Сказали наши братья, в том числе Малик, ас-Саури и аль-Авзаги: Расчесывание бороды пальцами не является обязательным при омовении».
В то же время наряду с мнением об отсутствии обязательности мытья того, что под бородой, учеными приводятся слова имама аш-Шафии о необходимости мыть кожу под редкой бородой, как например, в книге «Дурар аль-хуккам»:
«И если он бородат, то ему не нужно мыть то, что под ней (бородой).
А аш-Шафии (да смилостивится над ним Аллах!) сказал: Нужно [мыть], если борода редкая».
Или слова имама ас-Самарканди в книге «Тухфату аль-фукаха»: «Если выросли волосы, не нужно мыть то, что под ними, согласно мнению большинства ученых. А некоторые из них сказали, что необходимо мыть то, что под волосами так, чтобы вода достигла корней волос. И аш-Шафии сказал, что если борода редкая, то нужно мыть то, что под ней, а если густая – то нет».
А Аллах знает лучше.
Islam-Today