• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему 'Ид аль-Фитр отмечается в разных странах в разные дни?

Время чтения: 2 мин
13422

Вопрос в редакцию:

Почему Ураза-байрам в разных странах и даже регионах России отмечается в разные дни. Например, в 2016 году у нас в Татарстане (а также к примеру в Турции, Малайзии, Босния и Герцеговина, Албания и т.д.) отмечали Ураза-байрам 05.07.2016г. А в таких странах как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ - 06.07.2016г. (некоторых регионах РФ также отмечают сегодня 06.07.2016г. - Чечня, Дагестан, Адыгея). Т.е. по факту получается разница в 1 день. У правильно ли поступают мои товарищи (из Татарстана), которые 05.07.2016г. держали уразу, ориентируясь на богословов Саудовской Аравии, где Ураза-байрам 06.07.2016? Заранее благодарю за ответ.

Ответ:

Передается, что Айша (радыйаллаху анха) говорила: «Посланник Аллаха не считал дни ни одного месяца так, как он считал дни месяца Шабан. Затем увидев полумесяц Рамадана, он приступал к посту. Если же погода была облачной, то он считал тридцать дней Шабана, а затем приступал к посту Рамадана» (Абу Давуд)

Из хадиса становится понятно, что признаком начала и конца Рамадана является «фактическое появление нового полумесяца, а не его видение». Если даже посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не видел луны нового месяца, то все равно начинал поститься, так как время поста уже наступило.

В наше время благодаря современным средствам наблюдения и астрономическим расчетам, можно с абсолютной точностью определить наступление нового месяца и появление молодого полумесяца Рамадана на многие годы вперед.

Во многих мусульманских странах сегодня используются данные именно астрономических наблюдений. Тогда как в другой части мусульманских стран, таких, как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и других, за основу все так же берется видение молодого полумесяца, невооруженным глазом.

Поскольку наша земля круглая, то молодой месяц, который виден в одной части земли, может быть не виден для жителей другой ее части. Подобное явление называется «ихтилафу-матали», что означает разницу во времени и месте появления молодого полумесяца.

Что касается вопроса о том, принимать ли во внимание ихтилафу-матали при начале поста, или нет, то по этому вопросу Исламские алимы разошлись во мнениях. По мнению алимов ханафитского мазхаба ихтилафу-матали не имеет значения, то есть если в каком-либо уголке земли был виден молодой месяц, то всем мусульманам, которые узнали об этом, необходимо приступать к соблюдению поста (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, II, 393-394).

Тогда как, по мнению алимов шафиитского мазхаба ихтилафу-матали должен приниматься во внимание, и поэтому если в каком-то месте земли был виден молодой полумесяц, то это является знаком наступления Рамадана лишь для тех, кто живет в этой местности и близлежащих районах. Тогда как для жителей стран, находящихся далеко от этого места, это не является доказательством начала поста, так как они сами должны увидеть молодой месяц в своей стране (Ширбини, Мугниль-Мухтадж, 619-620). 

Вследствие различия в этих двух подходах, и возникают различия в праздновании праздников.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle