Обязательно ли в намазе читать суры по их расположению в Коране?
Является желательным во время молитвы читать суры по порядку их расположения в Коране. И, соответственно, нежелательно читать их не по убывающему порядку. То есть, если человек в первом ракаате прочтет определенную суру, например «ан-Нас», а затем во втором ракаате станет читать суру, идущую до нее, например «аль-Фаляк», то это будет считаться нежелательным (макрух). Однако такой порядок чтения не портит молитву (см. Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 2 том, 148, 269).
Стоит отметить, что порядок расположения аятов в сурах является делом, имеющим основу в религии Аллаха, то есть установленным Аллахом и Его посланником (мир ему). Однако расположение самих сур в Коране является предметом споров многих ученых фикха. Кто-то считает, что порядок был установлен пророком, другие придерживаются того мнения, что порядок был установлен без его участия, и что нет необходимости во время намаза читать суры строго по их расположению в Коране.
Согласно ханафитскому мазхабу человек во время намаза должен придерживаться порядка, как при чтении аятов, так и при чтении сур Корана. Что касается сообщений о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время одной из ночных молитв сначала прочел суру «ан-Ниса», а затем суру «Алю Имран», то установлено, что этот и подобные ему случаи происходили до определения порядка расположения сур в Коране (имам ан-Навави, «Шарх Муслим», 6 том, 62).
Также в соответствии с ханафитским мазхабом перепрыгивать через одну суру является нежелательным. То есть, человек совершит макрух, если в первом ракаате он прочтет «аль-Ихлас», а во втором «ан-Нас», пропустив суру «аль-Фаляк».
Некоторые из ханафитских ученых считали, что строго придерживаться порядка является желательным только в обязательных молитвах, но не в добровольных (Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар», 2 том, 148, 269). Остальные ученые, придерживающиеся противоположного мнения, приводят в качестве аргумента хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), узнав, что Биляль не следует порядку в чтении сур во время тахаджуд намаза, сказал ему: «Читай так, как они расположены (в Коране)» (Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», 3 том, 629).
Таким образом, чтение сур не по их расположению в Коране является нежелательным действием. Однако нужно помнить, что это не нарушает молитву.
Islam-Today