Мучения в могиле: правда или ложь?
Вопрос.
Что говорится в Коране и Сунне о мучениях в могиле?
Ответ.
Доводы из Корана:
«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает» (сура «Ибрахим», аят 27).
Имам Куртуби в своем тафсире по поводу этого аята говорит следующее: «Этот аят ниспослан относительно загробных мучений, поскольку Пророк (мир ему) соизволил сказать:
«Когда муʼмина оставят в могиле, к нему явится кое-кто, и затем муʼмин засвидетельствует, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад ‒ Его посланник. Вот это имеется в виду, когда Всевышний говорит: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (Бухари, «Книга похорон», 87).
«Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона поразили скверные мучения – Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (сура «Верующий», аяты 45-46).
Мучения в аду будут происходить не утром и после полудня, а постоянно, непрерывно. Сначала здесь речь идет о том, что род Фараона утром и вечером подвергнут мучениям (в могиле), и затем сказано: «А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» Следовательно, в этом аяте ясно говорится о двух разных мучениях.
Можно ли избежать мучений в могиле? >>
Доводы из хадисов:
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Ищу защиты у Аллаха от трусости, скупости и от мучений в могиле» (Бухари, т. 4, стр. 467).
«Когда в один из дней Расулюллах, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо, поравнялся с двумя могилами, он сказал: “Поистине, эти испытывают мучения. Причины их мук (на ваш взгляд) не столь уж серьезные. Один из них не берегся от брызганий своей мочи, а другой распускал сплетни”» (Бухари).
По сообщению Имама аль-Ашʼари, сахабы и последовавшее за ними поколение табиинов имели единое мнение о существовании в могиле мучений. Отрицание таких твердо установленных в достоверных хадисах вопросов подвергает веру человека опасности.
Имам Аʼзам Абу Ханифа говорит по этому поводу:
«Вопросы Мункара и Накира в могиле ‒ истина. Возвращение духа в тело в могиле ‒ истина. Страдания в Могиле
и муки для всех неверных и непокорных верующих ‒ истина. Появление Даджаля, йаджуж и маджужа, восход солнца на западе, сошествие пророка Исы с небес и все сообщенные в достоверных хадисах знамения Конца света ‒ тоже истина» (Фикхуʼль-Акбар).
Как Пророк (мир ему) описал положение грешников в Аду? >>
Из книги "Ответы на ложные толкования истинной религии"