Можно ли рассказывать о своих добрых делах? Когда это будет показухой, а когда нет?
Вопрос.
Можно ли людям рассказывать о своих хороших делах, не для того, чтобы похвастаться и не с плохими намерениями, а просто так? Если да, то в каких случаях?
Ответ.
Деяние, которое было совершено не с целью достичь довольства Всевышнего, а ради хвастовства называется «рийа» (показуха). Если дело было совершено ради милости Аллаха, без корысти и не ради мирских интересов, то оно не относится к риййа.
К сожалению, в современном мире, особенно в немусульманских странах, многие деяния из сунны Пророка (мир ему) забываются. В этом случае совершать некоторые деяния открыто является наилучшим, чем делать их тайно. Ведь добрый, бескорыстный поступок одного человека может послужить примером для другого. Нет ничего плохого в том, чтобы открыто распространять забвения Сунны среди мусульман. Однако даже в этих случаях нужно следить за чистотой своих намерений!
Любое поклонение должно совершаться лишь ради Аллаха и Его милости. Если человек неискренен, то рийа уничтожает саваб за чтение Корана, совершение намаза, продержанный пост, выплаченный закят и т.д.
В священном Коране сказано:
«О верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния, сопровождая их попрёками или обидой и показывая людям, что вы оказываете благодеяния нуждающимся; иначе вы уподобитесь тем, которые тратят своё имущество ради славы или похвалы от людей, не веря в Аллаха и в Судный день» (Сура «Корова», 2/264).
Наш Пророк (мир ему) говорил:
«Несомненно, что самой страшной вещью для вас является малый ширк: (рийа) показуха» (Тирмизи, «Худут», 24).
На самом деле, каждый человек знает, ради чего он совершает определенный поступок. Если искренне «заглянуть» в свою душу, и задаться вопросом: «Для чего я это делаю? Ради кого это?», то можно увидеть то, что движет нами: желание достичь довольства Аллаха или же восхищения, одобрения и похвалы окружающих нас людей?
Возможно и обратное, порой шайтан наущает человека, внушая ему мысль о том, что его действие совершается не искренне, не ради довольства Аллаха, тем самым человек вовсе отказывается от этого дела, лишая себя награды и милости Всевышнего. Важно прочувствовать эту тонкую грань, следить за искренностью своего намерения.
Рассмотрим два примера:
Допустим, вы находитесь на каком-либо мероприятии и наступило время намаза. Вы осторожно спрашиваете человека «совершаете ли вы намаз?», чтобы в случае утвердительного ответа понять, как дальше себя вести, где вам обоим можно совершить молитву и как лучше это сделать. В данном случае это не будет считаться рийа, поскольку в вашем вопросе прослеживалось лишь благое намерение.
Рассмотрим обратную ситуацию: вы находитесь в окружении малоизвестных вам людей, и по наступлению времени намаза, невзначай задаете вопрос: «А вы читаете намаз?». Если это было сделано ради того, чтоб пристыдить человека и поставить его в неловкое положение или для того, чтобы продемонстрировать свою набожность, чтобы потешить свой нафс «внутренним самолюбованием», то это будет рийа.
Предпочтите милость Аллаха, а не восхищение людей; довольство Аллаха, а не угождение людям…
Islam-today