Можно ли не совершать жертвоприношение, говоря, что это только суннат?
Прежде чем говорить, что с точки зрения религиозных положений жертвоприношение не является очень важным, нужно знать, какого его положение с точки зрения исламского права.
В нашей религии есть два источника, в которых явно повелевается совершать жертвоприношение: повеление Аллаха и сунна Посланника Аллаха.
Ханафитские факихи, опираясь на те выражения, что представляют собой повеления, говорили об обязательности жертвоприношения[1].
Если говорить языком основ фикха, то, в том случае, когда положение, упомянутое в достоверном тексте, является категоричным, а его аргументация лишь косвенна, тогда такое положение называется ваджибом. Для верующих, соответствующих некоторым условиям, установленным религией, совершение жертвоприношения в Курбан-байрам является ваджибом, согласно ханафитскому мазхабу, и сунной, которую не следует оставлять, согласно другим мазхабам.
Если же спросить о том, будет ли наказан человек, не совершивший жертвоприношение, имея возможность:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Пусть человек, имеющий возможность, но не совершающий жертвоприношение, не приближается к месту, где мы совершаем намаз»[2]. Слова о том, что такому человеку нельзя приближаться к месту, где совершается намаз, являются очень страшными и заставляющими содрогаться словами. Человек, оставляющий повеление, являющееся ваджибом, непременно будет спрошен об этом в загробном мире. Там люди будут просить помощи и искать Пророка. Однако, захочет ли человек там видеть верующего, которого он при жизни не пожелал видеть в том месте, где совершается намаз? Таково положение жертвоприношения в ханафитском мазхабе, однако, по словам Имама Малика и Имама Ахмада, жертвоприношение является не ваджибом, а лишь суннатом. Другими словами, если верующий совершит жертвоприношение, то он получит награду, а если не совершит жертвоприношения, то не будет считаться грешником. Ханафитские же факихи едины во мнении, что «человек, соответствующим тем условиям, что выдвигает религия, чтобы верующий мог совершать жертвоприношение, не совершив жертвоприношение, будет считаться грешником».
Курбан должны совершать не только те люди, совершающие хадж, но и все остальные мусульмане. Разница лишь в том, что некоторые ученые считают его суннатом, а другие – ваджибом. «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог — Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным» (Сура «Аль-Хадж», 22/34).
Что касается анализа того, можно ли не совершать жертвоприношение, говоря, что это лишь суннат, то здесь мы видим, что термин из области фикха, т.е. понятие «суннат» недооценивается, что приводит к оставлению людьми жертвоприношения, однако, считаем уместным упомянуть о том, что говорит фикх о несерьезном отношение к суннатам, потому что, согласно фикху, это может привести человека к неверию, а это очень серьезно и должно заставить человека задуматься.
Однако, если человек считает, что жертвоприношение является суннатом и не совершает его, не принижая при этом понятие «суннат», а лишь думая, что, не совершая этот и другие суннаты, он может не беспокоиться о спокойствие своей совести, то в таком случае человек лишится награды за совершение такого великого сунната. Если сказать это словами почтенного Бадиуззамана: «Если человек не следует сунне из-за лени, то это великая потеря; если он не следует сунне, не считая ее важной, то это великое преступление; если он не следует сунне, принижая ее значение, то это великое заблуждение»[3].
___________________________________________
[1] «Мабсут», 12/8; «Бадаи’», 5/61; «Аль-фатава-ль хиндия», 5/291.
[2] Ибн Маджа, «Адахи»: 2; «Муснад», 2/321.
[3] «Сияния», 11-ое сияние, 11-ая мысль.
Islam-Today