Можно ли называть детей именами пророков?
Фото: Natalia Deriabina / shutterstock.com/ru
Вопрос:
– Мы ждем пополнения в семье, пока подбираем имя. Можно ли в исламе называть детей именами пророков, не будет ли это считаться нескромностью, ведь наши дети – обычные люди (Айдар Б.)
Ответ:
– Называть людей именами пророков и посланников Аллаха (а.с.) не запрещается, даже наоборот, эта категория имен считается одной из самых предпочтительных для мусульман. Естественно, это имена мальчиков, поскольку пророками и посланниками были только лица мужского пола.
Пророки и посланники Аллаха (а.с.) были лучшими из людей, следовали истинному пути, проявляли искреннюю покорность и преданность Всевышнему Аллаху. Называя сына таким именем, родитель надеется, что его ребенок последуют этому образцу праведности и станет достойным носителем этого имени. Это не является проявлением гордыни, поскольку пророк Мухаммад ﷺ говорил: «В Судный день вас будут звать по вашим именам, поэтому давайте детям красивые имена».
В другом хадисе сообщается: «Называйте именами пророков».
35 самых популярных мужских имен в исламе и их значение
Фото: Odua Images / shutterstock.com/ru
Согласно хадисам, к общинам было направлено всего около 124 тысячи пророков и чуть больше 300 посланников. Пророки и посланники получали от Аллаха откровения, однако обязанностью посланника было доведение до людей истины, а у пророка такой обязанности не было.
Самым достойным среди имен всех пророков является имя последнего пророка и посланника Аллаха – Мухаммад.
В хадисе: «У кого бы ни родился сын, если он, полюбив меня и желая получить баракат от моего имени, назовет его моим именем, то и отец и сын попадут в Рай. Если у кого-то жена беременна и они оба решат дать ребенку мое имя, то Всевышний Аллах одарит их сыном. Если тот, у кого не выживают родившиеся сыновья, даст слово Всевышнему Аллаху, если вновь родится сын, дать ему мое имя и, когда сын родится, наречет его моим именем, то он останется жив».
Мухаммад означает «достойный восхваления», «хвалимый всеми». Никого до пророка Мухаммада ﷺ не называли таким именем, а уже после его пророчества мусульмане на протяжении веков нарекают этим именем своих детей в надежде, что они последуют примеру лучшего из людей и удостоятся благословений в мире вечном.
В чем отличие пророков от посланников?
Имя Мухаммед популярно не только в мусульманских странах, мальчиков в Англии и Уэльсе в декабре 2024 года нарекали этим именем чаще всего. В 2023 году более 4600 мальчиков получили имя Мухаммед, написанное одним определенным образом. Это почти на 500 больше, чем в 2022 году.
По данным анализа MailOnline, это первый случай, когда только одно написание исламского имени возглавило рейтинг, хотя если объединить все тридцать с лишним вариантов, то выяснится, что оно остается самым распространенным на протяжении уже более десяти лет.
Ахмад, Хамид, Махмуд являются синонимами имени Мухаммад.
Нарекание ребенка таким именем несет в себе множество достоинств. Передано, что в Судный день, из почтения к Пророку Мухаммаду ﷺ, людям с именем Мухаммад скажут: «Вставайте и идите в Рай» (кроме тех, кто является грешником, притеснителем, и человеком занимающимся нововведениями в религии).
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мой Господь сказал: «Клянусь своим величием, что тот, кто был назван в честь тебя, никогда не будет поражен огнем Ада».
Фото: Sharomka / shutterstock.com/ru
Что касается имен пророков (а.с.), то в Коране упомянуты 25 из них. Эти имена несут в себе благо, являются прекрасным мусульманским именем, которое соответствует всем требованиям и имеют хорошее значение:
- Адам (а.с.) – имя первого человека и пророка. Слово «Адам» означает внешнюю сторону чего-либо, в частности словосочетание «адиматуль-ард» используется в значении «поверхность земли». В риваятах сообщается, что это имя было дано Адаму (а.с.) потому, что он был сотворен из земли, которая была взята с различных участков поверхности (Абу Давуд, Сунан, 16; Тирмизи, Тафсир, 2/955). Такое имя Адаму (а.с.) дал Аллах Всевышний (аль-Бакара 2/31–37).
- Идрис (а.с.) – «познающий», «постигающий мудрость».
- Нух (а.с.) – «покорный».
- Худ (а.с.) – «спокойствие», «умиротворение».
- Салих (а.с.) – «праведный», «благочестивый».
- Лут (а.с.) – «победитель».
- Ибрахим (а.с.) – «отец народов», «пророк»
- Исмаил (а.с.) – «услышанный Богом».
- Исхак (а.с.) – «радость».
- Якуб (а.с.) – «достойный почитания».
- Юсуф (а.с.) – «Аллах приумножит».
- Шуайб (а.с.) – «благочестивый», «мудрый».
- Харун (а.с.) – «уважающий», «высокий».
- Муса (а.с.) – «рожденный из воды»,»избранный».
- Дауд (а.с.) – «любимый» или «располагающий и притягивающий к себе».
- Сулейман (а.с.) – «надежный», «невредимый».
- Айюб (а.с.) – «раскаивающийся».
- Зулькифль (а.с.) – «обладатель обеспечения».
- Юнус (а.с.) – «голубь», «посланник».
- Ильяс (а.с.) – «приходящий на помощь».
- Альяса (а.с.) – «львиное потомство».
- Закарийя (а.с.) – «вспомниающий».
- Яхья (а.с.) – «живой».
- Иса (а.с.) – «спасение», «милость».
- Мухаммад (ﷺ) – «достойный восхваления»
Cамина Рахматуллина