Можно ли давать закят на постройку мечети?
Вопрос.
Ассаляму алейкум. Можно ли давать закят на постройку мечети?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
В Коране Всевышний Аллах определяет категории людей, которым можно отдавать закят.
«(Обязательные) пожертвования (именуемые закятом) передаются только бедным (у кого средств недостаточно) и нищим (это те, у кого нет средств на жизнь), тем, кто их собирает (а также распределяет и ведет учет закята), и тем, чьи сердца (и расположение) хотят завоевать, (для выкупа) рабов (работающих на свое освобождение – мукатаб), должникам, (для расходов) на пути Аллаха и путникам (у которых нет средств продолжить свой путь). Так установил Аллах. И Аллах – Знающий, Мудрый» (Тауба, 60).
Поясним, что имеется в виду под каждой из категории лиц, упомянутых в аяте:
1. Бедным считается тот, кто имеет самый минимум, и чьё имущество не достигает размера, с которого уплачивается закят.
2. Нищим считается тот, у кого ничего нет.
3. Те, кто собирает, а также распределяет и ведёт учёт закята, – это те, кому султан предоставляет полномочия собирать закят, возложенный Аллахом на мусульман, и они идут к людям, собирают закят и посвящают этому своё время, за это султан даёт им из имущества собранного ими закята (в качестве зарплаты, необходимой для жизнедеятельности) в соответствии с проделанной ими работой.
4. Те, чьи сердца и расположение хотят завоевать (и привлечь на свою сторону), – это те, кому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал из имущества закята, стараясь привлечь их на свою сторону, чтобы они вошли в ислам, это были вожди некоторых племён, и в принятии ими ислама была надежда на принятие ислама всем племенем. Позже, когда Всевышний Аллах возвеличил ислам, выплата закята данной категории лиц была упразднена.
5. Для выкупа рабов, работающих на своё освобождение, – мукатаб. Аль-Мукатаба – это особый договор между хозяином и рабом, при котором хозяин разрешает рабу заработать определённую сумму денег и выкупить себя.
6. Должником считается тот, на ком имеется долг, и он не имеет имущества, чтобы его выплатить.
7. Слова Всевышнего «для расходов на пути Аллаха» означает расходование на отбившихся от войска воинов. Раньше воины собирались в военный поход на свои средства и, если они оставались без средств в пути, им выплачивали закят.
8. Путником считается тот, у которого нет имущества, чтобы продолжить свой путь, даже если он богат, и у него есть имущество на родине.
Аят регламентирует категории людей, которым выплачивается закят. Следовательно, закят не может выплачиваться на постройку мечети или медресе.
Однако, если, допустим, имам мечети подпадает под одну из перечисленных в аяте категорий, то ему можно будет выступить в качестве получателя закята. В дальнейшем он, может распорядиться полученными деньгами по своему усмотрению и, если пожелает, оплатить часть суммы, необходимой для постройки мечети.
Также и шакирды медресе нередко попадают под категорию получателей закята, поскольку не имеют собственных средств, достигающих нисаба.
А Аллах знает лучше.
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин.