• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кто должен бороться с общественными пороками?

Время чтения: 3 мин
3105

в одном из хадисов говорится: «Все вы пастухи. И все вы ответственны за свою паству» (Бухари, Никях, 90).

в одном из хадисов говорится: «Все вы пастухи. И все вы ответственны за свою паству» (Бухари, Никях, 90).

Вопрос:

На кого возложена обязанность борьбы с общественными пороками, на государство или на каждого члена общества?

Ответ:

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Каждый из вас, кто увидит порицаемое, пусть исправит это своей рукой. Если это не в его силах, то пусть исправит это своим языком. А если и этого он не может, то пусть сделает это своим сердцем, и это будет самое слабое проявление веры» (Тирмизи, Фитан, 11; Ибн Маджа, Фитан, 20; Абу Давуд, Салят, 242).

Некоторые алимы сказали, что при борьбе с порицаемым, использование силы является обязанностью государства, обязанностью алимов является наставления, а обязанностью каждого отдельного человека, является непринятие этого сердцем.

Да, использование силы является прерогативой государства, так как только государство полномочно использовать силу. Так как сила заключена в законе, а применение законов обязанность государства. Если же дать право использования силы каждому гражданину в отдельности, то это откроет путь всевозможным правонарушениям и анархии. Например, приведение в исполнение смертного приговора, является обязанностью государства, а граждане не имеют право самостоятельно приводить приговор в исполнение.

Исходя из этого, некоторые алимы толковали этот хадис следующим образом:

«Если человек видит какое-либо зло, то он должен остановить его рукой. Но если он, имея возможность предотвратить это, точно знает, что это станет причиной еще большей фитны, то ему следует отказаться от исправления этого рукой, и прибегнуть к наставлению. Если и в этом случае точно известно, что это станет причиной распространения фитны, то тогда необходимо испытывать ненависть в сердце к этому злу».

Теперь хотелось бы вкратце разъяснить вопрос о «слабости веры». Когда верующий сталкивается с каким-либо злом, то он как минимум должен испытывать неприязнь и ненависть к этому. Это ни в коем случае не означает, что «верующий, не имеющий сил отразить зло, обладает слабой верой». Так, например, имам Навави толковал выражение «слабость веры», как «малая награда». Таким же образом некоторые ученые толковали слово «вера», упоминаемое в этом хадисе, как «действие».

Что же касается вопроса о том, что выражение «каждый из вас», подразумевает абсолютно всех членов общества, то можно сказать, что каждый верующий ответственен за устранение зла, в той области, которая имеет к нему отношение, хотя бы в виде непринятия этого сердцем. Так, например, в одном из хадисов говорится: «Все вы пастухи. И все вы ответственны за свою паству» (Бухари, Никях, 90).

Глава семьи ответственен за членов своей семьи, учитель ответственен за своих учеников, а государство ответственно за весь народ. Одним из видов этой ответственности является устранение зла и защита людей от него. И в этом вопросе и государство и граждане, должны выполнять возложенные на них обязанности.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle