Кому, с точки зрения ислама, принадлежит совместно нажитое супругами имущество?
Вопрос от Рамзии:
Кому с точки зрения ислама принадлежит совместно нажитое супругами имущество?
Ответ:
Понятие «совместно нажитое имущество» получило распространение в современном праве. Данное понятие подразумевает, что в семье все имущество является общим. Однако с точки зрения ислама такой подход является ошибочным и может стать причиной ущемления прав одного из супругов.
В Исламском праве право собственности имеет личностный характер. Если человек обладает чем-то, то все права на это имущество принадлежат только ему. Даже подарки принадлежат только тому, кому они были сделаны (Мукаййесели Ислам Хукуку, стр.116-120).
Таким образом, каждый из супругов является собственником того имущества, которое принадлежит лично ему, и у другого супруга нет никакого права распоряжаться этим имуществом. Главенствующее положение мужчины в семье не распространяется на имущество, принадлежащее его жене, и он не имеет никакого права распоряжаться имуществом жены без ее разрешения. Женщина же может совершенно свободно распоряжаться своим имуществом, не спрашивая разрешения у своего мужа.
Любые сделки, заключенные совершеннолетней женщиной, являются действительными, и действительность этих сделок не зависит от согласия или несогласия отца или мужа этой женщины.
То есть понятия общесемейного имущества в исламском праве не существует. Если же в действительности в семье имеется подобное имущество, приобретенное на средства обоих супругов, то в этом случае обязательно должны быть обговорен размер доли собственности каждого из супругов (Фатаватуль-Хиндиййа, т.5, стр.338).
Islam-Today