• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каким бывает неверие и что такое неверие Иблиса?

Время чтения: 4 мин
5911

Ответ:

Первый: большое неверие

К проявлениям подобного неверия относится:

1) Неверие, находящее своё выражение в опровержении и отрицании.

Суть его состоит в полном или частичном отрицании того, что принёс с собой Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), например, в отрицании тех или иных обязанностей мусульман, или отрицании каких-то запретов, существующих в Исламе, или одного из сыфатов Аллаха, об обладании которым говорил Сам Аллах или Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), или отрицании чего-либо из того, что передал людям Аллах или Посланник Его (саллаллаху алейхи ва саллям), если только человек делает это умышленно, а не по невежеству, не по ошибке, не из-за сомнения и так далее. Аллах Всевышний сказал: «Кто же несправедливее измышляющего ложь или отвергающего истину, которая перед ним? И не в аду ли поместят неверных?» (аль-Анкабут, 68).

Аллах Всевышний также сказал: «Oни отвергли их неправедно и из кичливости, хотя в душе убедились в истинности этого». (ан-Намль, 14).

Аллах Всевышний также сказал: «Самудиты отвергли посланника из-за нечестия своего...» (аш-Шамс, 11).

2) Неверие, причиной которого является высокомерие.

Таковым является неверие Иблиса. Аллах Всевышний сказал: «И тогда Мы повелели ангелам: «Склонитесь до земли перед Адамом». Все склонились, кроме Иблиса, отвергнувшего, возгордившегося и ставшего неверным».  (аль-Бакара, 34).

Таким же было неверие и тех, кто знал Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не подчинился ему из-за своего высокомерия, что было свойственно иудеям, о которых Аллах Всевышний сказал: «...когда к ним явилось то, о чём было им известно заранее, они отвергли его...» (аль-Бакара, 89).

3) Неверие, причиной которого является уклонение.

Речь идёт о тех случаях, когда слух и сердце человека уклоняются от того, что принёс с собой Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), в результате чего он не стремится к познанию и применению этого, о чём Аллах Всевышний сказал: «Кто же неправеднее того, кому были возвещены аяты его Господа, а он не принял их?! Поистине, воздадим Мы грешникам сполна!» (ас-Сажда, 22).

Аллах Всевышний также сказал: «Те, которые не уверовали, отворачиваются от того, о чем их увещевали» (аль-Ахкаф, З).

Существует целый ряд грехов, свидетельствующих о большом неверии и совершаемых только теми людьми, сердца которых абсолютно лишены веры. К числу их относится, например, поношение Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), презрительное отношение к Корану и т. д. Мусульманские учёные занимались изучением вопроса о том, впал ли в большое неверие человек, признающий обязательность таких столпов Ислама как намаз, закят, пост и хадж, но не выполняющий ни одного из этих обязательных действий из-за небрежности или лени? Наиболее очевидным нарушением является отказ от намаза в силу вышеупомянутых причин, и поэтому многие авторитеты Ислама в своих фетвах указывают, что такой человек впадает в грех большого неверия.

Второй: малое неверие.

Проявлением малого неверия является совершение тех или иных грехов, которые по шариату приравниваются к неверию, однако не являются столь же тяжкими, как грех большого неверия. Так, например, сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поношение мусульманина является нечестием, а война с ним – неверием». (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим со слов Ибн Масуда).

Сообщается также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: «Не становитесь после моей смерти неверными, которые рубят друг другу головы». (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим со слов Ибн Умара).

Сообщается также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если человек скажет брату своему: «О неверный!», то это обязательно вернётся к одному из них!» (Это значит, что если на самом деле человек неверным не является, то бремя греха неверия понесёт назвавший его неверным). (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим со слов Ибн Умара и Абу Хурайры).

Сообщается также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Двое людей из моей общины впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником». (Хадис приводит Муслим).

При этом следует учитывать, что если человек считает дозволенным для себя нечто запретное, отказывается выполнять обязательное, надсмехается над религиозными обязанностями или глумится над теми, кто вменил это в обязанность людям (то есть над Аллахом Всевышним или Посланником Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям), то это значит, что он впал в грех большого неверия.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle