Имеет ли шайтан физическую оболочку?
Ответ:
Наряду с отсутствием в канонических текстах упоминаний о том, имеет шайтан физическую оболочку или нет, из аятов Корана известно, что шайтан был создан из испепеляющего огня. При соприкосновении этого огня с телом человека он обжигает кожу и отравляет организм. Точно так же и шайтан старается отравить, сжечь и уничтожить духовный мир человека.
Шайтан является одним из джиннов, которые так же были созданы из огня. В Коране по этому поводу говорится:
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (аль-Кяхф 18/50).
Поскольку в то время Иблис находился среди ангелов, то это божественное повеление было обращено и к нему в том числе. Однако он не подчинился этому повелению, не выполнил его и был лишен милости Аллаха.
Однако шайтан и джинны не являются самим огнем, то есть огонь является той основополагающей субстанцией, из которой они были созданы. Поэтому они способны проникать в тело человека. Шайтан, являясь тонким телом, нашептывает человеку свои наущения и прививает ему скверные мысли.
Слова о том, что «Тела не могут входить друг в друга. Если бы джин мог вселяться в человека, то человек сгорел бы, так как джинн создан из огня», являются неправильными. Так как тонкие материи, подобно воздуху, способны проникать в плотные тела. А поскольку джинны так же являются тонкой материей, то и они могут проникать в тело человека (Ибн Акыль).
Абу Хамид аль-Газали считает, что вместо того, чтобы узнать какие-то сущностные характеристики шайтана, следует делать акцент на том вреде и опасности, которую он представляет для человека, и в связи с этим говорит: «И хотя по поводу шайтана говорится очень много, но нет никакой необходимости в поиске ответов, на такие вопросы, как «Является ли шайтан тонкой материей?», «Является ли шайтан твердым телом?», «Если он тело, то как он может проникать в человека?».
Акцентирование внимания на личности шайтана подобно тому, как если бы человеку сообщили, что в его одежду заползла змея, а он в свою очередь стал бы расспрашивать, какой длинны эта змея, какого цвета и какой толщины. Человек, услышавший подобное, должен, не теряя времени, снять свою одежду и избавиться от заползшей в нее змеи. Поэтому когда человек слышит о шайтане, который несравненно опасней, чем любая ядовитая змея, то он тут же должен принимать все необходимые меры предосторожности, не обращая внимания на сущность шайтана».
Islam-Today