Черная и белая зависть: отличия и способы преодоления

Фото: vectorlab2D/ shutterstock.com
Вопрос:
– Может ли истинный мусульманин завидовать?
Ответ:
– Необходимо знать, что бывает черная и белая зависть. Черная зависть (хасад, хоседлек), белая (гыбта).
Черная зависть – чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека и желание, чтобы он лишился этих благ. Говоря иначе, черная зависть – это ненависть к тем, кто обладает чем-либо, чего нет у завистника.
Это отвратительная черта, которая возникает в результате невежества и алчности. В мире много прекрасного и особенного. Один человек не может вместить в себя все. Если человек завидует качествам другого человека, которыми не обладает, значит у него такой характер, что от него можно ожидать все, что угодно.
Если человек вместо зависти старается походить на того, кто обладает рядом достоинств, то это называют «гыбта» – то это как раз белая зависть. Это качество духовно совершенствует человека, в то время как черная зависть (хасад, хоседлек) – отвратительная черта характера, которая морально принижает человека.
Черная зависть является настолько плохим качеством, что Священный Коран учит нас прибегать к защите Всевышнего Аллаха следующей молитвой:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, дующих на узлы, от зла завистника, когда он завидует» (Фаляк, 113/1-5).
Исламская религия своими нравственными принципами призывает к братским отношениям, основанным на любви и уважении.
Пророк ﷺ учил:
«Не гневайтесь друг на друга, не завидуете друг другу. Не поворачивайтесь спинами друг к другу. О рабы Аллаха, будьте братьями. Не дозволено мусульманину более трех дней держать обиду на своего брата» (Бухари, Адабуль-муфрад, 1/491);
«Как огонь пожирает дрова, так и зависть уничтожает добрые деяния» (Абу Дауд, Адаб, 44).
От зависти можно избавиться только знанием того, что все блага исходят от Аллаха. Вместо того, чем думать: «Почему у него есть, а у меня нет», лучше обращаться с мольбой к «Аллаху, который дал ему, даст и мне», и прилагать к этому усилия.
Зависть и защита от зависти
Ответ на основе издания «Моя нравственность»