Бедность - достоинство?
Ответ:
Перед Аллахом человек всегда беден и слаб. И человек, осознающий свою слабость и бедность перед Аллахом, переводит это на язык поклонения. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Аллах – богат, а вы – бедны» (Мухаммад 47/38).
Однако человек не должен показывать своей нужды перед другими людьми. Чувство потребности и нужды в Аллахе является для человека достоинством, однако своей нужды нельзя показывать перед людьми. То же самое касается слабости.
Если человек предстает перед Аллахом слабым и нуждающимся, то это достоинство. Если же человек предстает слабым и нуждающимся перед людьми, то это позор и унижение.
Так же как кромешная тьма ночи делает отчетливо видной даже малейшую искорку света, так и то, насколько человек будет чувствовать себя слабым и нуждающимся перед Аллахом, настолько он удостоится милости Аллаха, Его щедрости, милосердия и богатства.
Другой причиной того, что некоторые считают бедность достоинством, является то, что бедность способствует тому, что человек становится бережливым, благодарным, довольствующимся тем, что у него есть. Бедный человек более экономен и бережлив. Его образ жизни далек от расточительности, роскоши, алчности. Бедный человек благодарен Аллаху за каждое благо, которое ему даруется. Он довольствуется тем, что дает ему Аллах. Он никому и ничем не обязан, кроме Аллаха. Он стремится только к дозволенному, избегая запретного. Он трудолюбив.
Такие бедняки удостоились следующей радостной вести от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям):
«Я встал у ворот Рая и увидел, что большинство из тех, кто входит туда, являются бедняками. Тогда как богатые люди, задержались на месте сбора, давая отчет» (Рийадус-Салихин, 258).
В другом хадисе говорится: «Бедняки войдут в Рай на пятьсот лет раньше богачей» (Рийадус-Салихин, 485).
Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды посланник Аллаха уснул на циновке, а когда проснулся, то на его лице были следы от нее. Мы сказали: «О, посланник Аллаха! Давайте мы найдем вам матрац». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Что мне мирская жизнь! В мирской жизни я подобен наезднику, который остановился в тени дерева, чтобы немного отдохнуть и продолжить свой путь» (Рийадус-Салихин, 484).
Islam-Today