Зависть и защита от зависти
ЗАВИСТЬ И ЗАЩИТЫ ОТ ЗАВИСТИ
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни один человек не может избавиться от трех вещей: сомнения, суеверия и зависти». Возникновение зависти, как и сомнений и суеверных мыслей, неподвластно человеку. Но мы видим, что несмотря на универсальность этого закона для всех людей, не все обладают одинаковой степенью завистливости и суеверности. Психоаналитик Мелани Кляйн писала: «Бес сомнения, фрустрации и несчастливые обстоятельства, возникающие в течение жизни, пробуждают зависть и ненависть у каждого человека, но сила этих эмоций и способы совладания с ними существенно различаются».
Влияние зависти
Зависть сжигает благодеяния человека так же, как огонь сжигает дрова. Помимо потери в благодеяниях, зависть становится тяжелой душевной обузой для завистника, которая лишает его покоя и радости собственным благам и милостям. Такой человек теряет добрую веру в себя и способность быть искренним. Чосер в «Сказке о Парсопсах» писал: «Несомненно, зависть – самый худший из грехов; поскольку остальные грехи – это грехи против какой-то одной добродетели, в то время как зависть – против всех добродетелей и против всего хорошего». Именно зависть и сопутствующая ей гордость привели Иблиса к проклятью и гневу Аллаха. С вершины почтения он скатился в пропасть геенны, которая ему обещана Всевышним. Зависть – это подражание шайтану и собственный маленький ад человека.
Относительная свобода от зависти служит основой психического здоровья и благого нрава человека. Отсутствие зависти делает человека жизнерадостным, полным душевных сил, даже после больших несчастий и испытаний. Он легко восстанавливает душевный покой, умеет ценить свои блага и быть благодарным за них. В тоже время этот человек способен испытывать интерес к другим людям и радоваться с ними за их успехи.
Защиты от зависти
Зависть – настолько неприятное не только по ощущениям, но и по осознанию чувство, что человек склонен выстраивать против него внутренние защиты. Эти защиты облегчают ему переживание зависти, но вряд ли меняют суть проблемы.
- Обесценивание. Мы можем наблюдать обесценивание, когда человек ядовитым высказыванием в несколько слов буквально уничтожает заслуги и труд других людей. «Обесцененному объекту можно больше не завидовать», - пишет Кляйн.
Другой формой обесценивания является обесценивание не чужих успехов, а собственных способностей и талантов. «Некоторые люди могут быть неспособны к развитию своих талантов и их успешному использованию. В других случаях это отношение возникает только в определенных ситуациях, когда есть опасность соперничества со значимой фигурой. Обесценивая свои таланты, они одновременно отрицают зависть и наказывают себя за нее».
- Жадность, собственничество. Так как завистливый человек считает свои блага недостаточными и не имеет способности насыщаться малым, то он проводит время в бесконечной гонке за благами, стремится к накопительству. В обогащении ими он видит способ избавиться от ненасытной зависти.
- Стремление к успешности. Часто чтобы избавиться от зависти, человек стремится вызвать ее в других: посредством собственных успехов и удач. Переживание триумфа облегчает ему боль зависти.
- Ненависть или безразличие. Отчуждение от контактов с другими предотвращает возникновение зависти к ним. Что касается ненависти, она более приемлема, «удобна», чем зависть. Поэтому человек часто говорит о ненависти к тем, кому он на самом деле просто завидует.
- Гордость, высокомерие. Человек защищается от зависти попыткой превознестись над тем, кому он завидует, целенаправленно выискивая его недостатки и ущербные черты. Он также рационализирует свои неудачи, приписывая себе благородные и нравственные черты: «я не так богат как он, потому что я слишком честный», «я боюсь Аллаха, поэтому не позволяю себе такой роскоши» и т.п.
Защит от зависти много, и все они носят душеразрушающий характер. Кажется, что все возможные уловки нафса в стремлении защититься от нафса собраны в одном хадисе, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи».