• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Совершенно непоследовательно он полностью отрицает тавассул, который сначала принимал"

Время чтения: 5 мин
8582

Тавассуль праведниками

Прибегать к тавассулю праведников, будь это при их жизни или их духами (рух) после их смерти, дозволено. Известно, что досточтимый Умар прибегал к тавассулю Аббаса радыяллаху анхума. Во время правления халифа Умара наступили голод и засуха. Досточтимый Умар радыяллаху анху обратился к дяде нашего Пророка (мир ему) Аббасу радыяллаху анху, чтобы тот вознес дуа о ниспослании дождя (истиска).

Прибегая к тавассулю Аббаса радыяллаху анху, халиф просил: «О мой Аллах! Когда наступала засуха, мы обрашались к Тебе через тавассул нашего Пророка, и Ты даровал нам дождь. Сейчас же мы обращаемся к Тебе через тавассул дяди Пророка (мир ему), даруйже нам дождь!» Сдругой стороны, сам досточтимый Аббас радыяллахуанху начал дуа словами: «О мой Аллах! Мы знаем, что бедствие с небес нисходит только по причине наших грехов, а чтобы беда ушла, нужно покаяние.

Люди, учитывая мое положение (родственные связи) перед нашим Пророком салляллаху аляйхи ва саллям, сделали меня посредником и обращаются к Тебе. Наши руки, наполненные грехами, открыты перед Тобой, наши лица в покаянии обращаются к Тебе...» Ои еще не завершил свою молитву, с небес обрушился ливень, все кругом затопило.

Подобно тому, как Умар радыяллаху анху в своей молитве о дожде прибегал к тавассулю Аббаса радыяллаху анху, досточтимый Муавия радыяллаху анху кДахкак совершали такую же молитву, обращаясь к тавассулю Йазида бин Асвада[1]. Ибн Муфлих в книге «Аль-Фуру» пишет: «Тавассул праведниками дозволен, но некоторые сказали, что это поощрительно (мустахаб)».

Дух (рух)

Мы мало что знаем о рухе. Всевышний Аллах в Своем Коране говорит: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного»[2]. Из тех немногих знаний, которые дарованы нам о нем, можно сказать, что рух существует, он является повелением (амр) Господа и может проявляться некоторым образом. Также известно, что в соответствии с уровнем совершенства и возвышенностью руха, он может выказывать разные способности и как-то проявлять себя.

Дух тех, кто обрел совершенство, зрелость, кто обладал добродетелью, рухи Пророков и святых отличаются от духа других людей. Мудаббирати амра(«исполняющие повеления»), которыми клянется Всевышний Аллах в суре Назиат, могут быть и ангелы (как считает большинство толкователей Корана), а могут быть и отделившиеся от тел возвышенные рухи. Собственно и ангелы, и рухи - это очень похожие друг на друга, обладающие одинаковыми свойствами сущности из света. В некоторых аятах Корана ангелы и рухи упоминаются рядом[3].

Как и ангелы милости (рахма), возвышенные рухи даруют благодать и изобилие. Поэтому ученые говорят, что поощрительно(мустахаб) хоронить покойников на тех кладбищах, где похоронены Пророки, шахиды и святые. Ибн Кудама в своей книге «Аль-Мугни» отвел этой теме целую главу, которая начинается словами: «Эта глава посвящается тому, что хоронить покойников на кладбищах, где захоронены праведники и шахиды, надеясь обрести благодать от них, является савабом».

Так как среди людей была широко распространена молва о том, что дуа, вознесенная возле могилы Маруфа Кархи[4], принимается, эту могилу стали называть «Кабр-и Маруф тирйак-и муджарраб» («могила Маруфа, исцеление бед»).

Рухи обладают силой не только когда находятся в теле, но и после того, как тело умирает. Хафиз Ибни Субки пишет об этом: «Хотя праведная душа, покинувшая тело, и наслаждается благами, дарованными ей Аллахом, хотя она занята этими благами и пребывает в присутствии Всевышнего, она посещает и этот мир и может оказывать воздействие».

Ибн Каййим Аль-Джаузи в своей «Китабу-р-рух» сообщает: «Рухи могут оказывать разное воздействие в зависимости от своего величия или ничтожности, силы или слабости. Находясь в этом мире, рухи отличаются друг от друга по качествам. Точно так же, и отделившись от тела, избавившись от его плена, они может еще и в большей степени отличаются друг от друга и могут оказывать воздействие. Ведь рух, который избавился от плена, собрал все силы и вернулся к своей сути, конечно, обладает большей силой воздействия, чем в то время, когда он был в плену тела». (Кратко из «Китабу-р-рух»:127).

Взгляды Ибн Таймийи на тавассул

Так как существует много достоверных преданий о тавассуле, не находя возможности открыто отрицать его дозволенность, Ибн Таймийа хочет достигнуть своей цели обманным путем, используя косвенные намеки и запутанные фразы. Например, в его книге «Фатава» на 293-294 страницах мы читаем: «Существует единогласное решение (иджма) мусульман, что при жизни Пророка саллаллаху аляйхи ва саллям тавассул такими его действиями, как дуа и заступничество, законен».

После же он пишет: «Тавассул - это клятва относительно Аллаха. Это же не дозволено. Нельзя клясться относительно Аллаха во имя ангелов, Пророков или кого-то другого». Так совершенно непоследовательно он полностью отрицает тавассул, который сначала принимал.

Кроме этого, нет ни одного доказательства - ни логического, ни опирающегося на религиозные источники (нас) - относительно того, что тавассул Пророком саллаллаху аляйхи ва саллям возможен только при его жизни. Ибн Таймийа пишет: «Тавассул - это дуа. А дуа - это поклонение (ибадат). А поклоняться можно только Аллаху». Значит, по его же словам, к тавассулю, который является поклонением, можно прибегать кем-то из сотворенных при его жизни, а после его смерти уже нельзя. Но ведь совершать поклонение никому, кроме Аллаха, не дозволено - ни живому, ни мертвому... А тавассул не есть ибадат, это не поклонение посреднику, тому, кем совершается тавассул.

Также безосновательно утверждение Ибн Таймийи: «Можно совершать тавассул действиями Пророка салляллаху аляйхи ва саллям, но нельзя им самим». Известно, что в истории Ислама совершали тавассул и получали благословение самим Посланником Аллаха (мир ему), его волосами и водой, оставшейся от его омовения.

По второй главе мы уже приводили пример Халида бин Валида, который утверждал, что его победы происходят по благодати нескольких волосков Посланника Аллаха (мир ему), хранимых им в своем головном уборе. Разве эти священные предметы, волосы, вода омовения, слюна, от которых получают благословения, не являются такими же материальными объектами, как и сам Пророк (мир ему)?

________________________________

[1] Кашшафуль Кина.

[2] Исра (17):85.

[3] Кадр (97):4; Наба (78):38.

[4]Маруф Кархи (ум. 815 г.) ученик Даута Таи (ум. 781 г.), один из наиболее известных представителей багдадского тасаввуфа.

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Социальные комментарии Cackle