"Все, что приходит от Тебя, хорошо, красиво и совершенно не требует труда"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 10. Мунаджат
«Поскольку нет помимо Тебя помощника,
Яви из щедрости милость свою, о Творец,
О Великодушный Господь и Милосердный Друг,
[Ты] Единственный и Пречистый, Величайший, Великолепный, о Всезнающий!
Бессильны [мы], беспомощны и немощны.
Погрязли мы между всякой всячиной.
Денно и нощно [я] в стенаниях и скорби.
Помимо чертога Твоего нет у меня пристанища.
Да не быть [никому] столь же растерянным от разлуки, как я!
Да не быть [никому]столь же страдающим и безутешным, как я!
Кто я? Что я могу сделать в этом мире,
Чтобы выразить языком свое состояние?
О Боже! Покажи мне Твой путь,
Который будет пролегать за пределами этих пререканий.
Все, что приходит от Тебя, [исходит] от милости [Твоей],
Хорошо, красиво и совершенно не требует труда1.
Мы погрузились в сон, пробуди же нас,
О том смысле тайн просвети же нас.
Дабы сердце мое осветилось от озарений Твоих,
Дабы язык мой читал тайны Твои.
Ты Вершащий суд, раз заставляешь говорить кожу2,
Ты Могущественный, раз делаешь слепого зрячим.
Милости Твоей никогда не высказать языком,
Гнев Твой бескраен и безграничен.
Кому спутником стала любовь Твоя,
Тот познал, как себя самого, так и Тебя3.
Если сделаешь меня сведущим, Ты Мудрый,
Если сделаешь меня заблудшим, Ты Кроткий.
Чего бы я ни сказал, обо всем Сведущ Ты,
Все до мелочей (букв. каждую прожилку) знаешь Ты, Всевидящ Ты.
Остались мы на этом пути обессилившими и блуждающими,
Выбившиеся из сил (букв. без головы и без ног) и весьма истощенные.
Не знаю я, что делать, о Господь,
Ты знаешь все, исполни [мою] просьбу.
[О Тот,] кто наделяет зрением, сделай меня зрячим!
[О Тот,] кто наделяет речью, сделай меня говорящим!
Кого бы ни направила по прямому пути милость Твоя,
Освобождает его от [оков] этого низменного мира.
Твое могущество весьма бескрайне и безгранично,
Языку никогда не удастся описать его».
________________________
1. Автор имеет в виду, что человек не прилагает личных усилий, пользуясь благами, данными ему Богом (прим. ред.).
2. Аллюзия на Священный Коран: «Когда же они достигнут его, их слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали. Они скажут своей коже: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?». Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах, Который заставил говорить всякую вещь». Он сотворил вас в первый раз, и к Нему вы будете возвращены» (41:20–21).
3. Аллюзия на хадис Пророка: «Кто познал самого себя, тот познал своего Господа» (этот хадис приво- дится суннитскими и шиитскими авторами: Аль-Маварди, Китаб ад-дунйа ва-д-дин; Бихар аль-анвар, т. 2, с. 31. Однако ряд богословов считают этот хадис недостоверным или вымышленным. Абу Музаффар ас- Сам’ани возводит его к суфию Яхье б. Му’азу ар-Рази (ум. 871/872): Ас-Сам’ани, Абу Музаффар. Кавати’ аль-адилла. Т. 2. С. 60 (прим. ред.).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.