Тысяча и один хадис: какое проявление ислама считается наилучшим?
Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм. Это высокое положение сунны не подвергалось сомнению ни одним мусульманским ученым на протяжении всей истории ислама.
Большую роль в распространении значимости хадисов играет знакомство с хадисами – сообщениями, в которых передаются слова, поступки или одобрения Пророка ﷺ: его повеления, запреты, наставления, мудрость, его качества и прекрасный нрав, а также то совершенство, которое неизменно присутствовало во всем, что он говорил и делал.
Из многочисленных сборников хадисов Пророка ﷺ особое место занимает «Сахих» имама Мухаммада ибн Исма‘иля аль-Бухари. Ученые говорят про него, что это самая достоверная книга после Благородного Корана – а значит, самая достоверная книга, составленная людьми.
На протяжении более тысячи лет, прошедших со времени ее составления, эта книга изучалась, преподавалась, комментировалась 7 учеными всего мусульманского мира. Многие ученые также сокращали «Сахих» аль-Бухари, исходя из нужд своего времени.
Из сокращенных версий «Сахиха» имама аль-Бухари одной из самых удачных и доступных для читателя является «Зубдат», составленный Османским ученым дагестанского происхождения ‘Умаром Дияуддином, да одарит Аллах этих ученых Своей милостью.
Представляем вниманию читателя цикл статей из книги «Зубдатуль-Бухари». Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
От Ибн ‘Аббаса: «C именем Аллаха Милостивого, Милующего. От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рима (Ираклий I, император Византии).
Мир тому, кто следует истинным путем. А затем: «Поистине, я призываю тебя к исламу! Прими ислам и ты спасешься, и Аллах удвоит твою награду. А если ты откажешься, то на тебя ляжет не только твой грех, но и грех твоих подданных».
«О люди Писания! Давайте придем к единому мнению – мы и вы – и не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем ничего придавать Ему в сотоварищи, и не будем брать друг друга господами, помимо Аллаха». А если они откажутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что, поистине, мы – мусульмане» (Али ‘Имран, 64).
От Ибн ‘Умара: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет другого истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник; полноценном совершении намаза; выплате закята; совершении хаджа; и соблюдении поста в месяц Рамадан».
От Абу Хурайры: «Вера включает в себя более шестидесяти ответвлений. И стыдливость – одно из ответвлений веры».
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Мусульманин – это тот, от чьего языка и от чьих рук (другие) мусульмане в безопасности. А мухаджир (переселившийся ради Аллаха) – это тот, кто покинул запрещенное Аллахом».
От Абу Мусы: «Достойнее вера того, от чьего языка и от чьих рук другие мусульмане в безопасности». Так он ответил на вопрос: «Чей ислам самый достойный?».
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Кормить людей и приветствовать салямом того, кого знаешь и кого не знаешь», – сказано в ответ на вопрос: «Какое проявление ислама считается наилучшим?».
От Анаса: «Не уверует полноценно никто из вас, пока не станет желать своему брату того же, чего желает себе».
От Абу Хурайры: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Не уверует полноценно никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем своего отца и своего сына». В риваяте, переданном от Анаса, также говорится: «…и всех людей в целом»
От Анаса: «Сладость веры почувствует тот, кто обладает тремя качествами: любит Аллаха и Его Посланника ﷺ больше, чем всех остальных; любит кого-то только ради Аллаха; и не хочет возвращаться к неверию также сильно, как не хочет быть брошенным в Огонь».
Из книги ‘Умара Дияуддина «Зубдатуль-Бухари»
Фото: shutterstock.com.