Предостережение от некоторых опасных мнений заблудших. Часть 2
Предостережение от некоторых опасных мнений заблудших. Часть 1. http://islam-today.ru/veroucenie/veroubezdenie/predosterezenie-ot-nekotoryh-opasnyh-mnenij-zabludsih/
Также он сказал: «Были среди мушаббиха те, кто склонился к мазхабу «хулюлия», считая, что Аллах может проявиться в виде человека».
Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 х/1115-1201 г) сказал о некоторых муджассима: «И я видел, как некоторые ханабалиты говорят в вопросах основ веры то, что не следует. В этом отличились трое: Абу Абдулла ибн Хамид, его ученик аль-Кади Абу Яла и Ибн аз-Загуни. Они написали различные книги и этим изгадили мазхаб. Я увидел, как они спустились на уровень обычных людей и понимали сифаты буквально.
Если они слышали хадис, в котором упоминается «образ», то они сразу придавали Аллаху образ, лик, считая, что это нечто большее, чем сущность. Также они придавали Ему два глаза, пальцы, мизинец, грудь, две ноги и две голени. И потом они добавляли: «Мы не слышали, чтобы упоминалась голова». Они говорили, что Аллах может касаться и Аллаха можно коснуться. Некоторые из них сказали, что Аллах дышит.
Они стали понимать имена и атрибуты Аллаха буквально. Такое понимание является новшеством, и у них нет для этого никаких доказательств: ни в текстах, ни в разуме. Они не обратились от буквального смысла к тому, который является обязательным для Аллаха, и не отвергли буквальные смыслы, которые указывают на изменяемость. Они даже не сказали: «Это качество действия», – но сказали: «Это качества Сущности». Отнеся всѐ это к Аллаху, они сказали: «Мы всѐ понимаем буквально, а буквальный смысл – это то, что является человеческими качествами, и мы всѐ стараемся понимать буквально». Затем они пытаются отказаться от ташбиха и говорят: «Мы Ахлю-с-Сунна». Но их слова заполнены ташбихом. И за ними последовали обычные люди.
Я сделал им наставление: «Ханбалиты, вы последователи великого имама Ахмада ибн Ханбала, не вводите в его мазхаб то, что не относится к нему. Вы приписываете Аллаху то, что Ему не присуще. Как можно говорить то, что Он не говорил? (Также он сказал: «Были среди мушаббиха те, кто склонился к мазхабу «хулюлия», считая, что Аллах может проявиться в виде человека» .
Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 х/1115-1201 г) сказал о некоторых муджассима: «И я видел, как некоторые ханабалиты говорят в вопросах основ веры то, что не следует. В этом отличились трое: Абу Абдулла ибн Хамид, его ученик аль-Кади Абу Яла и Ибн аз-Загуни. Они написали различные книги и этим изгадили мазхаб. Я увидел, как они спустились на уровень обычных людей и понимали сифаты буквально. Если они слышали
хадис, в котором упоминается «образ», то они сразу придавали Аллаху образ, лик, считая, что это нечто большее, чем сущность. Также они придавали Ему два глаза, пальцы, мизинец, грудь, две ноги и две голени. И потом они добавляли: «Мы не слышали, чтобы упоминалась голова». Они говорили, что Аллах может касаться и Аллаха можно коснуться. Некоторые из них сказали, что Аллах дышит.
Они стали понимать имена и атрибуты Аллаха буквально. Такое понимание является новшеством, и у них нет для этого никаких доказательств: ни в текстах, ни в разуме. Они не обратились от буквального смысла к тому, который является обязательным для Аллаха, и не отвергли буквальные смыслы, которые указывают на изменяемость. Они даже не сказали: «Это качество действия», – но сказали: «Это качества Сущности». Отнеся всѐ это к Аллаху, они сказали: «Мы всѐ понимаем буквально, а буквальный смысл – это то, что является человеческими качествами, и мы всѐ стараемся понимать буквально». Затем они пытаются отказаться от ташбиха и говорят: «Мы Ахлю-с-Сунна». Но их слова заполнены ташбихом. И за ними последовали обычные люди.
Я сделал им наставление: «Ханбалиты, вы последователи великого имама Ахмада ибн Ханбала, не вводите в его мазхаб то, что не относится к нему. Вы приписываете Аллаху то, что Ему не присуще. Как можно говорить то, что Он не говорил? Вы говорите: «Мы всѐ понимаем буквально», – но буквальный смысл слова «голень» – это орган! А ведь когда говорится, что Иса (мир ему), – «РухуЛлах», христиане утверждают, что это атрибут Аллаха, который слился с Исой (мир ему). Те же, кто сказал: «утвердился Своей Сущностью», – отнесли к Всевышнему то, что относится к телам. Нельзя противоречить тому, что мы однозначно утвердили при помощи разума в отношении Аллаха, а это предвечность. Если бы вы сказали: «Мы читаем эти хадисы, а затем умолкаем», – никто бы вам ничего не сказал. Но вы приписываете Аллаху буквальное значение.
Не вводите в мазхаб этого праведного саляфа то, что не относится к нему. Вы превратили этот мазхаб во что-то мерзкое. Дошло до того, что слово «ханабалит» стало синонимом слова «мушаббиха». Вы сделали отличительным качеством этого мазхаба фанатичную приверженность Язиду ибн Муавия, знаю, что великие ученые этого мазхаба допустили проклятия в его адрес. И Абу Мухаммад ат-Тамими сказал о некоторых ваших имамах: «Мазхаб был настолько изгажен, что не отмоется до Судного дня»).
Вы говорите: «Мы всѐ понимаем буквально», – но буквальный смысл слова «голень» – это орган! А ведь когда говорится, что Иса (мир ему), – «РухуЛлах», христиане утверждают, что это атрибут Аллаха, который слился с Исой (мир ему). Те же, кто сказал: «утвердился Своей Сущностью», – отнесли к Всевышнему то, что относится к телам. Нельзя противоречить тому, что мы однозначно утвердили при помощи разума в отношении Аллаха, а это предвечность. Если бы вы сказали: «Мы читаем эти хадисы, а затем умолкаем», – никто бы вам ничего не сказал. Но вы приписываете Аллаху буквальное значение.
Не вводите в мазхаб этого праведного саляфа то, что не относится к нему. Вы превратили этот мазхаб во что-то мерзкое. Дошло до того, что слово «ханабалит» стало синонимом слова «мушаббиха». Вы сделали отличительным качеством этого мазхаба фанатичную приверженность Язиду ибн Муавия, знаю, что великие ученые этого мазхаба допустили проклятия в его адрес. И Абу Мухаммад ат-Тамими сказал о некоторых ваших имамах: «Мазхаб был настолько изгажен, что не отмоется до Судного дня».
Саид Фуда. Анализ современного состояния шариатского знания. Москва, 2012.
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.