Почему убеждение о том, что Аллах находится в определенном направлении, ложно?
Ибн Таймийа ищет у Фир᾽ауна доказательства того, что Аллах пребывает в определенном направлении (джихат)
Досточтимый Пророк Муса и его брат Харун аляйхиссалям пришли к Фир᾽ауну и сказали: «Мы - посланники Господа миров» (26/16). Фир᾽аун спросил:
«А кто же Господь миров?» (26/22)
«Кто же ваш Господь, Муса?» (20/49)
Муса ответил ему:
«Господь наш тот, кто дал каждой вещи ее строй, а потом вел по пути» (20/50)
«Господь небес и земли и того, что между ними» (126/24)
Тогда Фир᾽аун велел своему везирю.
«О Хаман, выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей - путей небес и поднимусь к богу Мусы; я ведь думаю, что он - лжец» (40/36-37)
Ибн Таймийа из этих слов Фир᾽ауна делает вывод:
«Если бы Муса не сообщил, что его Господь находится на небесах, Фир᾽аун не стал бы предпринимать таких действий, не пытался искать Его на небе. Также и слова Фир᾽ауна «Я думаю, что он - лжец» также подтверждают, что Муса говорил ему нечто подобное» [1].
Делать такой вывод из слов Фир᾽ауна безосновательно, даже смешно. И не подобает тому, кто претендует на звание ученого. Все комментаторы Корана слова Фир᾽ауна «Я ведь думаю, что он - лжец» единодушно понимают так: «Я думаю, что утверждение о том, что существует другой бог кроме меня, ложно». Как мы знаем, Фир᾽аун говорил своему народу: «Я не знаю для вас другого божества, кроме меня» (28/38).
Источник вероубеждения о пребывании Аллаха в определенном направлении
Вероубеждение о том, что Аллах находится в определенном направлении, своим источником имеет сравнение Создателя с созданными, постижимого с непостижимым. Простые люди, неглубокие разумом, не привыкшие размышлять, не могут себе вообразить нечто, что бы не находилось в определенном направлении и не имело бы месторасположения.
По их понятиям все, что существует, должно обязательно занимать какое-то место в пространстве и находиться в одном из шести направлении, чтобы можно было пальцем указать, где оно. Они не могут постигнуть того, что понятие направления и места присуще только материальным предметам и телам. А то, что существует вне материи (Аллах и Его атрибуты), не нуждается в направлении и месте. Все материальное, находящееся в каком-то направлении и занимающее какое-то место, ограничено и конечно.
__________________________________________
[1]«Аль-фурканбайнааулийаи-р-рахманвааулийаи-ш-шайтан» («Различие между святыми от Милосердного (Аллаха) и святыми от шайтана»), с. 134.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"