Первая смута, вызванная неверным пониманием Корана
В 317 г. в Багдаде году между последователями Абу Бакра Марвази (р.г.) и их противниками разгорелись бурные выяснения отношений. В дело вмешалась армия. Начались столкновения, в результате которых были и убитые.
Причиной же разногласий стал следующий аят:
«Может быть, пошлет тебе твой Господь место достохвальное (макаман махмудан)» (17/79).
Последователи Марвази утверждали, что макаман махмудан («место достохвальное») в этом аяте означает, что Всевышний Аллах выделит для Своего Пророка аляйхиссалям место рядом с Собой на Троне. А их противники говорили, что здесь речь идет о заступничестве (шафаат) нашего Пророка (мир ему).
Жалобы Ибни Джаузи на экстремистов из мазхаба ханбали
Ибни Джаузи из мазхаба ханбали в своей книге «Даф᾽у шубхатит-ташбих» пишет: «Я вижу, как некоторые из последователей нашего мазхаба говорят несуразные вещи в вопросах вероубеждения. Некоторые даже пытаются составлять книги. В них они прибегают к самым вульгарным толкованиям, утверждая, что атрибуты (сифат) Аллаха и аллегорические выражения имеют буквальное значение.
Они говорят, что у Аллаха есть форма, вид, лицо, глаза, рот, нос, зубы, челюсть, руки, ноги, пальцы, мизинец, большой палец, грудь, бедро, икры, щиколотки, свет, даже некоторые утверждают, что Он дышит. Сколько еще несуразностей они говорят, губя наш мазхаб. И при этом считают себя приверженцами Ахль Сунны.
Братья мои, вы ведь только последователи (мукаллид). Что сказал ваш имам, то вы и должны повторять. Ваш имам же Ахмад бин Ханбал даже под плетьми повторял: «Я не говорил того, чего не говорили Аллах и Его Пророк!»
А вы произносите все, что взбредет вам в голову. Вы вводите в мазхаб этого уважаемого имама то, что идет не от него. К сожалению, вы изменили этот мазхаб до неузнаваемости. Вы так испортили его, что даже если он будет очищаться до самого Судного дня, не очистится.
Мазхаб ханбали превратился в мазхаб антропоморфистов (муджассим). Если человек говорит, что он принадлежит к мазхабу ханбали, то он будто представляется антропоморфистом».
Нападки антропоморфистов из числа последователей мазхаба ханбали на последователей мазхаба шафии
В 447 году хиджры в Багдаде между антропоморфистами из числа последователей мазхаба ханбали и последователями мазхаба шафии возникли разногласия по вопросам мазхаба. Вернее сказать, антропоморфисты развернули травлю последователей мазхаба шафии. Антропоморфистов возглавляли Абу Йа᾽ла Ибни Фара и Ибн Тамими.
Им удалось повести людей за собой. Их последователи нападали на шафиитов, запрещали открыто произносить бисмилла-и шариф и второй призыв (кунут) на утреннюю молитву. Они смогли проникнуть даже в диван (совет) султана.
Группа антропоморфистов, явившись в Багдаде в мечеть Бабуш-Шаир, хотели насильно принудить имама этой мечети не произносить бисмилла вслух. Имам воспротивился. Он принес им список Корана и сказал: «Сотрите бисмилла из списков Корана, тогда и я не буду его произносить».
Аналогичные действия современных ваххабитов
Сегодня такой же фанатизм, такой же экстремизм и старания запретить дозволенное мы наблюдаем у ваххабитов Хиджаза. Увидев в Запретной мечети (масджидуль-харам) мусульман из мазхаба ханафи, совершающих намаз витр в три ракаата или в месяц Рамазан совершающих коллективный намаз, ваххабиты стараются помешать им, обвиняют в неверии (куфр).
Собственно у них и нет другого аргумента. Между тем, как сообщают нам достоверные (сахих) хадисы, наш Пророк намаз витр совершал и в один, и в три ракаата. Но какой в этом толк! Ваххабиты прилагают все усилия, чтобы возродить свой ложный и загнивший мазхаб.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"