Отсутствие мазхабов – мост в нерелигиозность
Вы не встретите среди политиков ни одного, кто не преследует какую-либо мысль искренно и бескорыстно, без цели. Кроме них есть еще такие политики, которые говорят любой группе, с которой они сталкиваются: «Я с вами», – и вводят людей в заблуждение.
С одной стороны, они создают видимость того, что они двигаются в одном направлении с любой группой, с которой они сталкиваются. А с другой стороны, какое это дурное качество для человека произносить такие слова как «Я с вами», когда он не ассоциируется с той или иной группой и говорит это любой группе, с которой он сталкивается!
В исламе положение тех, которые признают безмазхабность мазхабом, переходят из одного мазхаба в другой мазхаб, намного хуже и вопиюще.
Существует множество ученых, которые применяют различные методики, даже в одной области наук придерживаются различных мнений. Того, кто не базирует свою философию на каких-либо философских доктринах, можно соотнести с болтовней.
Ученые, которые проводят исследования в различных областях науки – даже в науках арабского языка – имеют свои особенные воззрения и принципы, их нельзя игнорировать, и те, которые стремятся черпать знания из ее подлинных источников, не могут обвинять тех, кто искренно и серьезно занимаются ими, в скудоумии и невежестве.
Нет ни одной такой науки, которая берет начало с первых веков ислама и продолжается веками, которую ученые глубоко разрабатывают веками, как исламский фикх.
Досточтимый Пророк ﷺ в первые годы появления ислама давал знания по религиозным вопросам своим сподвижникам и научил их, каким образом следует извлекать решения. Настолько, что шесть человек получили возможность давать фетвы еще при жизни самого Пророка ﷺ.
После его кончины другие сподвижники продолжали обучаться у этих людей. У них также были товарищи из числа сподвижников и их последователей, которые прославились в деле издания фетвы.
Лучезарная Медина – колыбель откровения – была центром размещения сподвижников до конца периода правления третьего праведного халифа.
Последователи сподвижников [таби‘ины] из Медины собрали большой объем хадисов и знаний по фикху, которые были переданы сподвижниками и находились в разрозненном состоянии.
Даже семеро из жителей Медины удостоились высокой степени в области фикха. Один из величайших сподвижников Ибн ‘Умар (р.а.) высоко отзывался о Са‘иде аль-Мусаййибе, который был одним из величайших последователей сподвижников и обладал широкими знаниями в области знаний, переданных сподвижниками, и спрашивал у него про решения, которые издавал его отец.
Потом знания этих личностей передали мединским учителям имама Малика, Малик собрал эти знания и классифицировал их. Таким образом, сверху вниз и снизу вверх оформился его мазхаб.
Следовательно, из-за того, что самые передовые ученые признали силу его доводов и высоко оценили его ясный метод, веками следовали ему. Если бы ученый, следующий его мнению, создал бы еще один мазхаб и призвал людей к нему, обязательно среди обладателей знания появились бы люди, которые следовали бы за этими обладателями глубоких знаний и твердых убеждений.
Эти люди отдали предпочтение мазхабу этого мединского ученого с целью избежать разногласий, зная, что они оставят более надежные, сильные доводы и мнения людей, которые есть внутри мазхаба, в вопросах со слабыми доводами, которые переданы основателем мазхаба.
По этой причине слабые стороны мазхаба стали сильной стороной обладателей ума и разумения. Если какой-либо ученый из поздних поколений ислама бросит вызов этому мазхабу и начнет соперничать с ним, он непременно проиграет!...
Продолжение следует...
Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»
Фото: shutterstock.com.
Автор: Islam Today