Ошибка Абд уль-Ваххаба в понимании жертвоприношения
Основоположник ваххабизма Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб в своей книге «Аль-усулю-с-саляса» утверждает, что обет и жертвоприношение в честь кого-то кроме Аллаха является куфром. В доказательство он приводит аяты:
«Они верны своим обетам и страшатся дня, бедствия которого простираются [повсюду]»[1]
«Скажи: «Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть - во власти Аллаха, Господа миров»[2]
Также Ибн Абдуль Ваххаб приводит хадис:
Ля’аналлаху ман забаха («Проклял Аллах тех, кто закалывает»)
Но из этих аятов и хадиса нельзя сделать подобного вывода.
Слово «йуфуна» («верны обетам») из 7-ого аята суры аль-Инсан стоит в изъявительном, а не повелительном наклонениии означает «верны обетам». Но даже если мы примем, что это слово все-таки в повелительном наклонении и означает «пусть будут верны обетам», то нельзя сделать вывод, что при нарушении этого, предположим, повеления Аллаха, человек становится неверующим.
Как мы знаем, в книге Аллаха содержится явный запрет прелюбодеяния, ростовщичества и употребления спиртых напитков. Но все равно, если человек, не называя эти запреты халялем, нарушает их, никто не может объявить его неверующим. Даже те люди, которые не совершают намаз, становятся всего лишь грешниками, но не неверующими.
Что же касается 162-ого аята суры аль-Ан’ам, то мы не видим здесь ни явного, ни скрытого указания на то, что совершать жертвоприношение во имя кого-то друтого, кроме Аллаха, является куфром. Этот аят повелевает нашему Пророку быть искренним в исполнении религиозных обрядов: «Скажи: «Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть - во власти Аллаха, Господа миров».
Слово "нусук", которое в данном случае переведено как «поклонение», в арабском языке имеет пять разных значений. Одно из них «закалывать животное». Но брать только это значение неверно! Но даже если мы примем только это значение этого слова, то получим смысл: «Скажи «Мое закалывание [животного] для Аллаха». Но это никоим образом нельзя понять так, что посвящать жертвоприношение кому-то другому, кроме Аллаха, куфр.
Хадис Ля’аналлаху ман забаха («Проклял Аллах тех, кто закалывает») является единственным преданием своего рода, т.е. хабар-и вахид. Ученые хоть и принимают такие хадисы в качестве доказательства для обоснования индивидуальных видов поклонения, считают, что в вопросах итикада - в обвинении мусульман в куфре - нельзя опираться на хадис, достоверность которого не достаточноточно подтверждена.
Даже если бы упомянутый хадис и был из числа тех, которые переданы несколькими из сподвижников Пророка, то он не может служить доказательством того, что посвящать жертвоприношение кому-то другому, кроме Аллаха, куфр. Существует множество хадисов, начинающихся со слов «Ля’аналлаху ...» «Проклял Аллах ...», в которых подпадающими под проклятие Аллаха названы самые разные деяния и предметы:
«Проклял Аллах тех, кто оплакивает мертвых» (Аль-Джамиу-с-сагир, 2/246).
«Проклял Аллах тех, кто дает и принимает взятку» (там же).
«Проклял Аллах спиртное, ростовщичество» (там же).
Если бы проклятие Аллаха означало куфр, то тогда и оплакивающие мертвых, и дающие взятку, и принимающие ее, и употребляющие спиртное, и занимающиеся ростовщичеством становились бы неверующими. В подобных хадисах выражение «проклял Аллах» означает, что Аллах недоволен деянием, о котором идет речь. Полностью хадис, о котором идет речь, звучит так:
«Проклял Аллах тех, кто проклинает своих родителей. Проклял Аллах тех, кто посвящает жертвоприношение кому-то другому, кроме Аллаха. Проклял Аллах тех, кто придумывает новшества (бид’ат). Проклял Аллах тех, кто нарушает границы своего поля».
Все это значит, что перечисленными деяниями Аллах недоволен. Здесь не только закалывание животного, но и другие поступки объявлены подпадающими под проклятие Аллаха.
Если бы закалывание животного ради чего-то друтого, кроме как ради Аллаха, было куфром, то миллионы, даже миллиарды мусульман, живших со времен появления Ислама, можно было назвать неверующими. Потому что каждый день в любой стране, области с разными целями и намерениями для свадьбы, для торжества, для продажи, для употребления в пищу закалывается миллионы животных. Конечно, все мусульмане закалывают животных с именем Аллаха.
Но целью закалывания отнюдь не всегда является обретение благоволения Аллаха. Закалывать с именем Аллаха и закалывать для обретения благоволения Аллаха - это разные вещи. Закалывать с именем Аллаха (произнося бисмилла), но для каких-то иных целей и с другими намерениями, кроме как ради довольства Аллаха, по шариату дозволено. Но если животное закалывается с именем кого-то друтого, кроме Аллаха, это грех. Употреблять такое мясо в пищу запретно. В хадисе Ля’аналлаху ман забаха («Проклял Аллах тех, кто закалывает») именно это и иместся в виду.
В комментариях к книге «Машарик» так разъясняется смысл этого хадиса:
«Навави говорит, что в этом хадисе речь идет о закалывании животного с именем не Аллаха, а кого-то из сотворенных (махлук), например, с именем какого-то идола или с именем Мусы. Шейх Ибрахим Марвази сообщает, что уляма Бухары объявили харамом, встречая правителя, закалывать в честь него животных, так как посчитали это закалыванием с именем кого-то другого, кроме Аллаха.
Рафии же сказал: «Это не харам. Потому что люди закалывают животных, выражая свою радость по поводу возвращения государя. Это подобно жертвоприношению, совершаемому по случаю рождения ребенка. А последнее не харам».
Последователи Ибн Таймийи и основатель ваххабизма Ибн Абдуль-Ваххаб вынесли фетву о том, что посвящать жертвоприношение кому-то друтому, кроме Аллаха и приносить обет - это куфр и ширк. И те предметы, относительно которых был принесен обет, следует пожертвовать неимущим или на дела благотворительности. Родной брат Ибн Абдуль-Ваххаба Сулейман бин Абдуль-Ваххаб так отвечает на это:
«Но ведь согласно вашему итикаду, человек, принесший такой обет, становится неверующим. Вам следовало бы предложить ему обновить свою веру (таждид-и иман), а не раздавать пожертвования. Разве пожертвования неверующего принимаются? Значит, вы сами не знаете, что говорите и что творите».
_______________
[1] Коран, 76/7.
[2] Коран, 6/162.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"