• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: знания – причина возникновения высокомерия и надменности?

Время чтения: 4 мин
1903

Существует семь причин высокомерия и надменности. Однако ни одна из них сама по себе не является обязательной причиной возникновения высокомерия, если она не сопряжена с невежеством. Так как самая главная и истинная причина высокомерия — это невежество! Средством же исцеления от этого, является избавление от невежества.

Этими семью причинами являются: знание, поклонение, знатное происхождение, красота, сила, богатство и многочисленность (детей, родственников, учеников, последователей, друзей и так далее). В этой статье рассмотрим первую причину.

Одной из главных причин возникновения высокомерия, является знание, которым обладает человек. И именно от этой причины тяжелее всего избавиться. Так как и пред Аллахом и перед людьми, знание имеет большую ценность. По поводу достоинства знания и обязательности его получения существуют аяты и множество хадисов.

Наставление пятницы: простые сунны и адабы, дарящие благодать мусульманину

Таким образом, нет никакой возможности полностью избавиться от знания или отказаться от обучения. Лекарством в данном случае может служить знание и понимание двух вещей:

1. Необходимо знать, что достоинство знания зависит от чистоты намерения при его получении; применения его на практике только ради довольства Аллаха Всевышнего, не ожидая никакого воздаяния от людей и не делая его (знание) средством получения материальных благ.

На это указывает хадис, переданный от Ибн Масуда (р.а.) в котором говорится:

مَنْ تَعَلَّمَ عِلْمًا لِغَيْرِ اللَّهِ تَعَالَى أَوْ أَرَادَ بِهِ غَيْرَ اللَّهِ تَعَالَى فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

«Тот, кто изучает знание не ради довольства Аллаха Всевышнего, или посредством этого знания стремится к чему-то другому, кроме довольства Аллаха Всевышнего, пусть приготовится к месту в Аду» (Тирмизи, Ильм, 6).

В другом риваяте переданном от Усамы ибн Зейда (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

مَرَرْتُ لَيْلَةَ أُسْرِيَ بِي بِأَقْوَامٍ تُقْرَضُ شِفَاهُهُمْ بِمَقَارِيضَ مِنْ نَارٍ قُلْتُ مَنْ هَؤُلَاءِ يَا جِبْرِيلُ قَالَ هُمْ خُطَبَاءُ أُمَّتِكَ الَّذِينَ يَقُولُونَ مَا لَا يَفْعلُونَ

«В ночь Мираджа мне были показаны некоторые группы людей в Аду. Я спросил: «О, Джибриль! Кто это?». Он ответил: «Это проповедники из твоей общины, которые говорили то, чего сами не делали» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 3/120; Байхаки, Шуабуль-Иман, № 4966).

Передается от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ говорил:

أَشَدُّ النَّاسِ عَذَابًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ عَالِمٌ لَمْ يَنْفَعْهُ عِلْمُهُ

«В Судный день самому тяжелому наказанию будут подвергнуты алимы, которым их знание не принесло никакой пользы» (Таберани, Муджамуль-Сагыр, № 507; Байхаки, Шуабуль-Иман, № 1778).

«Кораны Омейядов»: Франсуа Дирош и его важнейший труд о коранических рукописях

Муджахид (рахимахуллах) передавал, что Ибн Умар (р.а.) говорил: «Я слышал от посланника Аллаха ﷺ сказал:

منْ قَالَ اِنِّي عَالِمٌ فَهُوَ جَاهِلٌ

«Тот, кто скажет: «Я — алим», на самом деле является невеждой (джахилем)» (Таберани, Муджамуль-Авсат, 7/59 (6846); Хайсами, Маджмауз-Заваид, 1/443 (№ 879).

2. Необходимо знать, что высокомерие является харамом для рабов, и что только Аллах Всевышний достоин всех атрибутов величия и превосходства. Если же предположить, что какой-то алим далек от все вышеуказанных бедствий и недостатков, то в этом случае следствием его знания должен стать страх перед Аллахом. Так как Аллах Всевышний говорит в Коране:

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء

«Боятся Аллаха из Его рабов только обладатели знания» (Фатыр, 28).

Читайте также: История о маленьком принце, который оставил все ради Аллаха

Следствием знания алима не должно стать появление смелости в неповиновении Аллаху Всевышнему и высокомерия в отношении к Его рабам. Поэтому пророками были те, кто обладал смирением и страхом перед Аллахом Всевышним. В них никогда не было высокомерия или самодовольства. Поэтому рабу надлежит не испытывать высокомерия к кому бы то ни было.

Увидев невежду, раб должен сказать самому себе: «Этот человек проявил непокорность по отношению к Аллаху Всевышнему по причине своего невежества. Я же проявил непокорность несмотря на свои знания. У этого человека больше оправданий, чем у меня».

Увидев алима, раб должен сказать себе: «Этот человек знает больше, чем я. Что я должен сделать, чтобы стать таким, как он?».

Увидев того, кто старше его по возрасту, он должен сказать себе: «Этот человек поклонялся Аллаху гораздо больше меня».

Увидев того, кто младше его по возрасту, он должен сказать: «Я проявил непокорность Аллаху раньше, чем он».

Увидев своего ровесника, раб должен сказать себе: «Я знаю лишь свое собственное состояние, и не знаю его состояния. Известное, по сравнению с неизвестным, более достойно принижения».

Если он увидит неверующего, то должен сказать себе: «Откуда мне знать, возможно он умрет, будучи мусульманином, тогда как я могу умереть, оказавшись в том состоянии, в котором он сейчас находится».

Увидев собаку, свинью, змею или скорпиона, раб должен сказать себе: «Никто из них не проявил непокорности Аллаху. Они не будут подвергнуты ни наказанию, ни порицанию. Я же был непокорен Аллаху Всевышнему и заслужил как порицание, так и наказание».

Таким образом, этот человек обращает все свои мысли к самому себе. Его сердце занято его собственными недостатками. И из-за страха за исход собственных дел, ему некогда заниматься недостатками других людей.

Фото: elements.envato.com.

Социальные комментарии Cackle