Люди Писания призывали Пророка ﷺ сменить религию
وَلَن تَرْضَى عَنكَ الْيَهُودُ وَلاَ النَّصَارَى حَتَّى تَتَّبِعَ مِلَّتَهُمْ قُلْ إِنَّ هُدَى اللّهِ هُوَ الْهُدَى وَلَئِنِ اتَّبَعْتَ أَهْوَاءهُم بَعْدَ الَّذِي جَاءكَ مِنَ الْعِلْمِ مَا لَكَ مِنَ اللّهِ مِن وَلِيٍّ وَلاَ نَصِيرٍ (120)
«(О, Мухаммад!) Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не последуешь их религии. Скажи (им): «Путь Аллаха (и это ислам) – это (единственно) верный путь». А если ты последуешь за их прихотями (и заблуждениями) после того, как к тебе пришло знание, то не будет тебе Аллах ни Покровителем, ни Помощником» (Бакара, 120).
Причина ниспослания данного аята состоит в следующем: «Иудеи и христиане хотели мира и обещали посланнику Аллаха ﷺ, что примут ислам. Однако в этом аяте Аллах Всевышний сообщил, что они (иудеи и христиане) не будут довольны до тех пор, пока люди не последуют их религии...» [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 1/481].
Мукатиль говорил, что иудеи и христиане призывали посланника Аллаха ﷺ принять их религию, в связи с чем и был ниспослан данный аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/138].
Ибн Аббас же говорил, что ниспослание данного аята связано с изменением киблы. Иудеи Медины и христиане Наджрана были очень довольны, когда посланник Аллаха ﷺ совершал намаз в сторону Иерусалима. Но когда Аллах Всевышний изменил киблу мусульман на Каабу, они очень тяжело восприняли это и окончательно утратили всякую надежду на то, что посланник Аллаха ﷺ примет их религию. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 32].
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَتْلُونَهُ حَقَّ تِلاَوَتِهِ أُوْلَئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ وَمن يَكْفُرْ بِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ (121)
«Те, кому Мы дали Книгу (Таурат и Инджиль) и (которые) уделяют ее чтению должное внимание (размышляя над ее смыслами и поступая в соответствии с ними), – они действительно верят в нее. А кто не поверит в нее (и будет изменять ее текст и отвергать ее предписания), тот окажется в убытке (поскольку эти люди променяли веру на неверие, а истинный путь – на путь заблуждения)» (Бакара, 121).
В риваяте, переданном Ата и Кельби, сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Аят «Те, кому Мы дали Книгу и (которые) читают ее должным образом» был ниспослан в отношении асхабу-сафина, то есть в отношении тех сорока человек, которые вместе с Джафаром ибн Абу Талибом отправились на корабле в Эфиопию, 32 эфиопа и 8 монахов из Шама» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 32].
Во втором риваяте, также переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что этот аят был ниспослан в отношении Абдуллаха ибн Саляма и ему подобных иудеев, принявших ислам [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/139].
Автор: Islam Today