"Когда очистили Мухаммаду его сердце, перенесли его с земли на небеса..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 9. О вознесении (ми’радж) Посланника (мир ему!)
Когда очистили Мухаммаду его сердце (букв. грудь),
Перенесли его с земли на небеса.
Вознесся он над этим миром и над тем,
Ибо почувствовал запах того Царя царей (Аллаха).
Все, что было у него, осталось в пути,
Отправился вперед [он] на Бураке духовного рвения (химмат).
Джибриль отстал, а он прошел больше,
Прошел он дальше путь еще в сто тысяч лет.
Безграничное множество завес
[Он] разорвал, прошел сквозь них и отрешился.
Когда Мухаммад постиг тайны,
Он погрузился в то море жемчугоносное.
Нашел то сокровище, которому несть конца,
И ты распознай то место, остановись на мгновенье.
Тот посланник, чьим венцом является: «Клянусь жизнью твоей» (ла’амрук)1,
Такое вознесение – это также его вознесение.
Предопределением [Божьим] была та ночь, когда он это увидел,
Было [дано] ему сполна, и еще прибавилось.
Познал себя (букв. почуял запах свой) [и] постиг Истинного,
Через корень каждого волоса обратил на него [Аллах] сто взоров.
Стал Всевышний Истинный (Хак) вести с ним речь,
Своими собственными словами, дабы стал он искать.
Все познал [он], через все прошел,
Обрел соединение и спасся от разлуки.
Ничего больше не осталось,
Кроме влюбленного, который вверил себя Возлюбленному.
Все рассказал, как рассказал Мустафа,
Разве Мустафа когда-нибудь был разлучен с Истинным (Хак)?
__________________
1. Аллах в Коране клянется жизнью пророка Мухаммада, оказывая ему великую честь: «Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьяненные» (15:72).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.