Тахсис: как сунна конкретизирует общие установления Корана
Фото: FoToArtist_1 / elements.envato.com 
В Куръан Кариме приводится какое-то положение с широкой сферой применения. Однако благодатная сунна сообщает, что вовсе не подразумевается всеохватность этого довода. Может быть, имеется в виду лишь определенная часть упомянутых в данном случае индивидуумов. Благодатная сунна называет тех субъектов права, которые подпадают под действие этого закона. В науке усул аль-фикх это называется выделением (тахсис).
Такое наблюдается в этом кораническом аяте:
يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ
“Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин. Если (детей) женского пола больше двух, то им – две трети того, что он (умерший) оставил (в наследство). А если (дочь) одна, то ей – половина. И каждому из родителей (умершего) – одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери – одна треть. А если у него есть братья (или сестры), то матери – одна шестая. (Деление наследства производится) после выплаты по завещанию и (выплаты) долга. Вы не знаете, кто вам ближе и полезнее – ваши дети или родители. (Такое деление) – обязательное (установление) от Аллаха. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый” (Ан-Ниса, 11).
В этом аяте содержится установление с широким охватом, касающееся каждого отца или каждой матери, которые оставляют наследство своим детям. Также в нем сообщается, что под действие данного хукма подпадают все наследники мужского пола. Однако величественная сунна ограничивает круг лиц мужского пола, оставляющих наследство, исключив из него пророков.
Божественная защита сунны – доводы из Корана
Наш Пророк ﷺ сказал: “У нас, пророков, не бывает наследников. Оставленное нами имущество - садака”.
Также наш Посланник Аллаха ﷺ ограничил этот хукм следующим изречением: “Мусульманин не может быть наследником неверующего. Неверующий не может быть наследником мусульманина”.
С учетом приведенных здесь и имеющихся в других хадис-шарифах ограничений (после выведения некоторых субъектов из-под действия данного в аяте установления), смысл 11-го аята суры “Ан-Ниса” будет таким:
“Для каждого отца и каждой матери, оставляющих наследство, наследником будет их сын. Однако если лицо, оставляющий наследство, является пророком, то ему никто не унаследует, так как пророки не оставляют наследства. Также в том случае, если наследник убьет того, кто оставил ему наследство, то этот убийца не может унаследовать имущество оставившего ему наследство родственника. И в том случае, если лицо, оставляющее наследство, и лицо, которое его получает, исповедуют разную религию, то они не могут быть наследниками друг друга”.
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллаха ﷺ»