• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как соотносятся между собой вера и деяния?

3921

Не верящий в обязательность становится неверующим; верящий в обязательность, но не выполняющий, является грешным верующим.

Не верящий в обязательность становится неверующим; верящий в обязательность, но не выполняющий, является грешным верующим.

Первым мазхабом, привнесшим в исламскую мысль идею о том, что деяния не являются частью веры и не входят в нее, был мурджиитский мазхаб. Все мурджииты сходятся в этом мнении. Согласно им, деяния являются результатом веры, поэтому их лишь в переносном смысле можно называть верой. Матуриди перенял разделение веры и деяний, составляющее стержень их теории веры, внеся в него небольшие изменения. Поэтому, как в мурджиитском учении, так и в матуридитском считается, что верить в деяния это одно, а совершать их, зная об их обязательности, это совсем другое.

Не верящий в обязательность становится неверующим; верящий в обязательность, но не выполняющий, является грешным верующим. Согласно им, намаз, пост, закят и хадж это не вера, а обязанности, находящиеся вне самой веры, или принципы веры и Ислама («шара’и»). Тот факт, что в Коране во многих местах верующие и совершающие благие деяния упоминаются, будучи отделенными друг от друга союзом «вав», а не названы одним словом, доказывает, что деяния не являются частью веры. Если бы деяния были частью веры, то ничья вера, даже вера пророков, не была бы полной из-за того, что невозможно достичь совершенства в благом (в покорности). Также, вера того, кто совершил хотя бы один грех, не была бы полной.

Если бы вера заключалась лишь в исполнении обязательного и оставлении запретного, то никто бы не смог назвать себя истинно верующим. Условием принятия Ислама является не совершение деяний, а вера в Аллаха. Оставляя деяния, человек не теряет характеристику верующего, но оставляя уверенность в существовании Бога, он теряет веру. Верующие являются примером того, что характеристика веры приходит раньше деяний, а деяния и вера являются отдельными понятиями. Люди выполняют обязательное по причине веры, а не приобретают веру потому, что выполняют обязательное. Люди равны в вере, но отличаются друг от друга в деяниях. К тому же, бедному не нужно выплачивать закят, но нужно принимать обязательность закята. Люди, разделяющие веру и деяния, были обвинены в беспечном отношении к деяниям.

Однако, их понимание того, что деяния не являются частью веры, не является призывом оставить деяния. Главная цель этого разделения в том, чтобы доказав, что минимальным критерием, чтобы считать человека мусульманином, является вера, а не деяния, противостоять мышлению, обвиняющему в неверии всех, кто совершает большие грехи. Короче говоря, согласно Матуриди, вера является причиной деяний; деяния же не являются причиной появления веры. Результат не может быть помещен на место причины.

Islam-Today

Комментарии для сайта Cackle