"Раньше я запрещал вам посещать могилы. Но сейчас..."
1. В общем и целом: Посещение могил - это саваб. В этом есть польза и для мертвых, и для живых. Живой человек, придя к могиле, вспоминает о смерти и загробной жизни, получает назидание. Посещение могил праведников проясняет души, вдохновляет самые высокие чувства и становится причиной (василя) принятия ду’а, давая нам надежду на заступничество (шафаат) нашего Пророка и святых. А находящийся в могиле человек избавляется от тоски одиночества и обретает саваб тех ду’а и аятов, которые читает посетивший его.
Хафиз Субки в своей книге «Шифауль-аскам» сообщает, что существует до 15 ясных хадисов, поощряющих мусульман посещать могилы. После он приводит цепочку (санад) передатчиков каждого хадиса и подробно разбирает всех этих передатчиков (рави). Также Хафиз Субки пишет, что существует еще больше хадисов, в которых хотя слово зийарат «посещение могил» не встречается, в них содержатся доказательства дозволенности этого посещения. Он приводит несколько из таких хадисов.
Самый известный из хадисов о посещении могил следующий: «Раньше я запрещал вам посещать могилы. Но сейчас посещайте их. Ибо это напоминает вам о жизни будущей (ахира)».
2. В частности, посещение могилы нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям согласно мазхабу всех алимов древности и последующих поколений (саляф-халяф) является поощряемым деянием (мандуб и мустахаб). А согласно мазхабу ханафи даже более этого: посещение могилы Пророка салляллаху аляйхи ва саллям приносит великий саваб и является одним из самых прекрасных деяний.
Поэтому в мазхабе Ханафи для тех людей, материальное положение которых позволяет совершать это, посещение благословенной могилы Пророка (с.г.в.) - деяние, близкое к ваджибу. Если же человек имеет средства и возможность, но без достаточно веской причины не спешит навестить эту могилу, то он проявляет небрежение (гафлят) и бессердечие. По мнению некоторых имамов из мазхаба малики - посещение могилы Пророка (с.г.в.) - ваджиб. Другие же ученые этого мазхаба считают, что это всего лишь сунна муаккада.
Существует много хадисов, сочинений и преданий о том, насколько необходимо и важно посещать благословенную могилу предводителя двух миров нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям. Процитируем же несколько хадисов на эту тему:
1) «Для тех, кто посещает мою могилу, мое заступничество становится обязательным (ваджиб)»[1]
2) «Если человек с намерением обрести саваб навестит меня (мою могилу) в Мадине, он станет моим соседом. В Судный день я буду заступником за него»[2].
3) «Человек, который навещает меня после моей смерти, будто бы навещает меня при жизни»[3].
4) «Если человек пришел с хаджем к Дому Аллаха (байтуллах), но не навестил меня, этим самым он выказал непочтительность ко мне»[4].
Что же касается отношения нашей религии к длинным путешествиям, которые предпринимают люди, чтобы посетить могилы праведников и могилу нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям, то мы можем сказать следующее.
Ученые согласились в том, что предпринимать длинные путешествия с целью зийарата могил дозволено, и нет разницы между тем, далекую могилу навещать или близкую. С самых древних времен мусульмане отправлялись в далекие путешествия, чтобы посетить могилы великих людей Ислама, своих родителей и родственников, праведников и Пророков.
Известно, что Билял Хабаши радыяллаху анху предпринял путешествие из Шама в Мадину, чтобы навестить благословенную могилу нашего Пророка (об этом сообщают Ибни Асакир, Абдулгани Аль-Макдиси, Хафиз Абуль-Касим Аль-Музи).
Также и Умар бин Абдулазиз отправлял из Шама человека в Мадину с наказом: «Передай мое приветствие Посланнику Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям» (Ибн Джаузи, Абу Бакр Ан-набил).
________________________________________________
[1] Аль-джамиус-сагир: 2/272. TecridTercimesi: 4/216.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"