Важное о злобе, или почему прощение ближе к богобоязненности
Злоба является болезнью сердца. Злоба — это чувство недоброжелательства, ненависти и отвращения к кому-либо.
Что касается хукма, связанного со злобой, то если человек питает злобу к другому человеку не из-за того, что тот сделал ему что-то плохое, а по причине того, что тот пытался побудить его к одобряемому или удержать от порицаемого, то в этом случае злоба является харамом.
Если же злоба возникает у человека по причине, причиненной ему несправедливости или со стороны другого человека, то такая злоба не будет считаться харамом.
Если человек не может получить возмещения своих прав, то может оставить это до Судного дня, а если захочет может простить. В этом случае простить будет гораздо лучше.
Как перестать злиться: советы Пророка Мухаммада (мир ему)
Всевышний говорит в Коране:
وَأَن تَعْفُواْ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى
«Прощение ближе к богобоязненности» (аль-Бакара 2/237).
خُذِ الْعَفْوَ
«Прояви (о Мухаммад) снисходительность (к людям)» (аль-Араф 7/199).
وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ
«...и прощают людей» (Али Имран 3/134).
وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ
«Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас?» (ан-Нур 24/23).
В риваяте переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَا نَقَصَتْ صَدَقَةٌ مِنْ مَالٍ وَ مَا ذَادَ اللَّهُ عَبْدًا بِعَفوٍ اِلَّا عِزًّا وَ مَا تَوَاضَعَ عَبْدٌ اِلَّا رَفَعَهُ اللَّهُ تَعَلَى
«Садака не уменьшает имущества. Когда раб прощает кого-то, то Аллах увеличивает его достоинство. Когда раб проявляет смирение, то Аллах Всевышний увеличивает лишь его степень» (Муслим, Бирр, 19).
Наставление пятницы: зависть – это выражение недовольства решением Аллаха?
Если человек обладает силами и возможностью для получения своих прав, то и в этом случае он может простить другого человека, если захочет.
Прощение в этой ситуации будет более достойным, чем прощение в той ситуации, когда человек не имеет сил получить свои права.
Однако, если прощение повлечет за собой дальнейшее распространение зла, попрания прав других людей, то в этом случае будет лучше потребовать возмещения своих прав. Требовать при возмещении прав, гораздо большего, является большим грехом и злодеянием.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَلَمَنِ انتَصَرَ بَعْدَ ظُلْمِهِ فَأُوْلَئِكَ مَا عَلَيْهِم مِّن سَبِيلٍ إِنَّمَا السَّبِيلُ عَلَى الَّذِينَ يَظْلِمُونَ النَّاسَ وَيَبْغُونَ فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ أُوْلَئِكَ لَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ وَلَمَن صَبَرَ وَغَفَرَ إِنَّ ذَلِكَ لَمِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
«А кто дает отпор в ответ на (причиненную ему) несправедливость – с тех не взыщут (и Аллах не накажет их). Взыщут лишь с тех, кто поступает с людьми несправедливо и переходит все границы на земле (греша) без права. Им – болезненное наказание. А кто проявит терпение (и не будет мстить) и простит – то это большое дело (то есть, прощение приветствуется религией)» (аш-Шура 42/41-43).
وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلاَّ تَعْدِلُواْ
«И пусть ненависть к (определенным) людям не толкает вас к несправедливости (по отношению к ним)» (аль-Маида 5/8).
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»