Вероучение

ВАЖНО: началась вторая декада Рамадана. Как следует провести это время?

4688

Значимость второй декады Рамадана

Значимость второй декады Рамадана

Прошло уже больше недели с начала месяца Рамадан. Приближается вторая декада Рамадана, которая в известном хадисе называется временем прощения:

«Первые десять дней месяца Рамадан — это дни милосердия, вторые десять дней — это дни прощения, последние десять дней — это дни избавления (от мук и наказания Ада)».

Все мы нуждаемся в прощении Всевышнего, поскольку нет человека, который бы никогда не совершал ошибок и неправильных поступков.

«Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся». (ат-Тирмизи).

Месяц Рамадан – это очень хорошая возможность для всех нас обдумать прошедший год, вспомнить, что мы сделали в это время плохого и неправильного, и обратиться ко Всевышнему с просьбой о прощении. Возможно, мы с кем-то в ссоре, напрасно обидели кого-то, с кем-то поступили несправедливо? Может быть, мы давно не навещали родителей, не общаемся с кем-то из родственников, мало уделяем времени детям или супругам – сейчас самое время попросить за это прощения и исправить эти ошибки.

Всевышний обещал, что Он примет покаяние всех, кто будет искренне просить о прощении:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный"» (Коран, 39:53).

В месяц Рамадан принимаются дуа тех, кто держит пост и обращается к Богу с мольбами о прощении:

«В месяц Рамадан прощаются те, кто поминает Аллаха, и мольбы тех, кто просит у Аллаха, не будут отвергнуты» (Муслим).

«Существует три категории людей, чьи дуа не отвергаются: постящегося, пока он не разговеется; справедливого правителя; угнетенного человека» (Ахмад, ат-Тирмизи).

Творец готов простить каждого кающегося, но есть определенные условия для принятия нашего покаяния:

1. Человек должен искренне сожалеть о своих грехах и ошибках, чувствовать угрызения совести и прилагать все усилия, чтобы больше не возвращаться к неправильным поступкам.

2. Покаяние не должно быть некой игрой или сделкой, когда человек просто формально, бездумно произносит просьбы о прощении, при этом уже мечтая о том, как он вновь совершит тот или иной неправильный поступок.

Человек, для которого раскаяние – просто обряд, формальность, который живет по принципу: «можно грешить сколько угодно, - ничего, потом покаюсь и Бог простит, Он же милостивый», просто издевается над религией и оскорбляет своего Господа. В хадисе говорится о таком «покаянии»:

«Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».

"Согрешу, а потом покаюсь..."

"Согрешу, а потом покаюсь..."

3. Если наш грех затрагивал права других людей, - мы напрасно обидели, оскорбили другого человека, распространяли о ком-то дурные слухи, злословили, обманули кого-то, то необходимо попросить прощения не только у Всевышнего, но и у того человека, которого мы обидели, и постараться возместить ему нанесенный ущерб: говорить о человеке хорошо, если до этого мы говорили о нем плохо; вернуть долг – если мы взяли у человека в долг деньги или какое-то имущество, и удерживаем его не по праву. Без этого наше раскаяние будет неполным.

Говоря о прощении, нужно учитывать еще и такой момент. Мы все хотим, чтобы нас простил наш Господь и те люди, которых мы обидели – но готовы ли сами простить тех, кто обидел нас? Человеческие отношения невозможны без взаимных обид и претензий, поскольку мы все – живые люди, мы периодически оказываемся во власти каких-то дурных страстей и плохого настроения, над нами берет верх наше эго, наш нафс.

Человек был в плохом настроении – или в плохом самочувствии, поэтому обидел кого-то из своих близких, сослуживцев, подчиненных. Кто-то неудачно пошутил, а его собеседник обиделся, приняв эту шутку на свой счет, восприняв ее как оскорбление. Человек обещал своему другу или знакомому сделать что-то для него, но забыл о данном обещании, подвел других людей. От этого между людьми возникают ссоры и конфликты.

Поэтому нам следует проявлять снисхождение к другим людям, прощать их дурные поступки по отношению к нам – помня, что и мы не без греха, и тоже можем обижать других людей и нарушать их права. Коран советует верующим проявлять добро по отношению ко всем людям, даже к тем, кто нас обижает – тогда в мире станет больше добра между людьми:

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Коран 41:34).

Если мы хотим в это благодатное время удостоиться милости и прощения Всевышнего, нам тем более, сейчас нужно протянуть руку дружбы и прощения всем окружающим нас людям. Ведь Всевышний прощает нас всех, несмотря на нашу неблагодарность Ему и наше несовершенство.

Иисус (Иса), мир ему, однажды рассказал своим ученикам такую притчу. Некий человек задолжал своему господину, царю какой-то местности, очень большую сумму денег. Когда оказалось, что он не в состоянии уплатить долг, царь велел продать все его имущество, а его отправить в долговую тюрьму. Но тот человек так просил и умолял дать ему отсрочку, что царь, будучи милостивым, простил ему весь его долг и отпустил должника с миром.

Однако, выйдя от своего правителя, тот человек встречает на улице своего знакомого, который тоже задолжал ему какую-то небольшую сумму. И вместо того, чтобы проявить милосердие к своему должнику – подобно тому, как царь проявил милосердие к нему самому, он схватил его и отправил в тюрьму. Узнав о таком поступке своего слуги, царь разгневался и сказал: «Злой ты человек! Разве не должен был ты простить своего товарища, как я простил тебя?» (Евангелие от Матфея, 18 глава).

Царь в этой истории – это Сам Всевышний, а немилостивый слуга – это человек, который не хочет простить своим товарищам ни малейшей ошибки и обиды, хотя царь – то есть, Господь, прощает ему гораздо большие ошибки и прегрешения.

Итак, во вторые десять дней Рамадана – когда Всевышний особенно готов простить нам все совершенные нами проступки и ошибки, давайте и мы проявим милосердие и снисхождение к людям, и постараемся искренне простить тех, кто чем-то обидел нас и не держать ни на кого зла.

Вот некоторые дуа, которые помогут нам в совершении раскаяния:

1) Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни.

«О Аллах, поистине, ты прощающий, любишь прощение, прости же меня».

2) Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдика, ва ва’дика мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би-ни’матикя а’лейя ва абу бизанби фагфир лии фа иннаху ля йагфируз-зунуба илля анта

"О, Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе к защите от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи"

3) Субханака-Ллахумма вабихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагфирука ва атубу иляйк

«Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние».

4) Аллахумма дж'альни мина-ттаввабин вадж'альни миналь-мутатаххирин.

«О Аллах! Сделай меня из числа кающихся и сделай меня из числа очищающихся». (Подробнее: 5 дуа для прощения в Рамадан).

Анна Кобулова

Также по этой теме читайте:

Действия, стирающие грехи

Действия, стирающие грехи

Все грехи в Рамадан простятся только этим людям...

Все грехи в Рамадан простятся только этим людям...

Началась вторая декада Рамадана. В чем ее значимость?

Началась вторая декада Рамадана. В чем ее значимость?

Социальные комментарии Cackle
Home