• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В таких делах человеку помогает только шайтан

Время чтения: 4 мин
8473

«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (Сура «Исра», аят 11)

Священный Коран обращает наше внимание на торопливость и нетерпение, свойственные природе человека. Торопливость означает желание чего-либо до положенного времени. Эта поспешность мешает человеку здраво рассуждать и принимать обдуманные решения. При оценке какого-либо события нетерпеливость препятствует правильному осознанию его настоящего значения. Даже бывает так, что из-за торопливости мы хватаемся за исполнение каких-то не очень значительных дел, упуская из виду более важные вещи.

Иногда человек из-за своей нетерпеливости поддается панике перед свалившимися на него трудностями и вместо того, чтобы неспешно решать возникшие проблемы, может, сам того не замечая, произнести молитву против самого себя. Он может сказать нечто в таком роде: «Уж лучше бы Аллах отнял мою жизнь и избавил меня от этих мучений!» Временами человек может пожелать себе того, что нанесет ему вред, по причине своей неосведомленности полагая, что для него в этом заключается благо. А между тем, в Коране содержится и такое предупреждение: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Бакара», 2:216).

Поскольку человеку свойственна нетерпеливость, и он не всегда способен проявить терпение и выдержку перед лицом неожиданных событий, происходящих помимо его воли, он с нетерпением ожидает наступления желательных для него событий, время для которых еще не пришло. Вследствие этого, человек невольно молит о зле, искренне думая, что он молится о добре. В приведенном аяте (сура «Исра», 17:11) говорится о том, что из-за своей торопливости человек часто не очень задумывается о том, чего он хочет. И это может привести к тому, что он станет молиться о таких вещах, которые в итоге принесут ему вред.

Действуя в спешке, человек не может ясно выразить свои мысли и пожелания и оказывается неспособным достичь своих целей. Он вновь и вновь возвращается к начальной точке, снова и снова сталкивается с одними и теми же трудностями. Чтобы избавиться от этого, он хочет мгновенного изменения всего. Не раздумывая, под влиянием эмоций, он говорит такие слова и совершает такие поступки, за которые затем горько раскаивается.

Под воздействием сильных эмоций человек может даже совершить преступление, о котором будет очень сильно сожалеть. Он станет думать об ответственности, которую ему придется понести за этот поступок в ахирате и будет испытывать постоянные угрызения совести. Именно это имеется в виду в хадисе нашего Пророка (с.а.в.): «Осмотрительность – от Всевышнего Аллаха, а поспешность – от шайтана» (Тирмизи, «Книга благодеяний», 66).

В любом деле, совершаемом поспешно, неосмотрительно, без учета возможных последствий, принимает участие шайтан и приводит его к неудаче, краху.

Человека постоянно одолевают множество желаний, и поэтому он часто действует торопливо, чтобы поскорее добиться разнообразных благ. Такое поведение людей в Коране определяется следующим образом: «Человек сотворен нетерпеливым. Я покажу вам Свои знамения, и посему не торопите Меня» (Сура «Анбия», 21:37). В этом аяте вовсе не осуждается стремление верующего в каждое мгновение своей жизни искать прибежище у своего Господа и возносить Ему молитвы. Здесь указано на то, что человек иногда молится Аллаху об исполнении своих сиюминутных, второстепенных, незначительных потребностей. И это происходит из-за свойственной природе человека нетерпеливости, которая оценивается как отрицательная наклонность. Действительно, когда мы в первый раз сталкиваемся с каким-либо событием или явлением и не знаем, хорошее оно или плохое, нельзя действовать в спешке, потому что в этом случае наше решение может оказаться неправильным.

А между тем, если мы в такой ситуации напряжем свой разум и используем все свои знания, проконсультируемся у специалистов, то сможем выбрать правильный путь. Если же мы не проявим терпения и выдержки, последуем за своими эмоциями и прихотями, тогда велика вероятность выбора нами ошибочного пути выхода из сложившейся ситуации. По сути, данный аят также сообщает, что принятие решения в соответствии с принципами Корана приведет нас к выбору самого правильного пути. В нем говорится, что не надо торопиться увидеть воздаяния и наказание Аллаха.

В отличие от людей, Всевышнему Аллаху не свойственна торопливость. Он не спешит давать людям воздаяние за их греховные поступки уже в этом мире, не торопится подвергнуть их наказанию, дает им отсрочку для раскаяния и избавления от своих грехов. В противном случае, очень скоро наступил бы конец и этому миру и грешным его обитателям. «Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, которое они призывают в своих проклятиях, подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, о котором они просят в молитвах, то они непременно погибли бы. Но Мы оставляем тех, которые не надеются на встречу с Нами, слепо скитаться в своем беззаконии»(Сура «Йунус», 10:11).

Нетерпеливость человека в то же время означает его стремление получать немедленное вознаграждение за все свои деяния, его желание увидеть уже на этом свете те воздаяния, которые ожидают нас в ахирате. Такой человек полностью погружается в преходящие наслаждения мирской жизни, не придает должного значения подготовке к жизни в ахирате и, таким образом, вместо добра для себя молит о зле. Вот поэтому нужно терпеливо и осмотрительно возносить свои молитвы с пожеланием добра и всегда стремиться к совершению добрых деяний.

Islam-Today

Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!

Социальные комментарии Cackle