В чём заключается насмехательство Всевышнего Аллаха над лицемерами?
Всевышний Аллах так описывает положение лицемеров:
«Встречая верующих, они говорят: «Мы уверовали [подобно вам]». А когда уединяются со своими шайтанами [явно проявляющими неверие друзьями], они говорят: «Мы с вами, мы только насмехаемся [над верующими, говоря им, что верим]». Аллах унизит их [за издевательство над верующими] и увеличит их заблуждение, в котором они плутают слепо» (Аль-Бакара, 14-15).
Издевательство Всевышнего Аллаха над лицемерами не походит на издевательство, которое подразумевают Его рабы.
Всевышний Аллах дает им свободу творить зло, которое они совершают, чтобы затем сурово наказать их. В этом и заключается издевательство Всевышнего над неверными.
Имам ас-Суюты радыяллаху ‘анху так разъясняет этот аят: «Цель унижения Всевышнего Аллаха – это наказание неверующих из-за их надругательств и возмещение вреда, который они принесли. Или же они почувствуют надругательство над собой еще в земной жизни».
По мнению Фахр ар-Рази радыяллаху ‘анху, несмотря на то что лицемеры тщательно скрывают свое лицемерие, Всевышний Аллах известил Посланника Аллаха ﷺ об их лицемерии – это есть издевательство по отношению к ним в земной жизни» (Имам ас-Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», фрагмент, имеющий отношение к аяту).
Читайте также: Долина сожаления: что о ней известно?
Во-вторых, неверующие и лицемеры услышат и почувствуют насмехательство в вечной жизни:
«[И неверующему будет сказано:] Вкушай [наказание], ведь ты [как ты говорил] – достойный, благородный! [И им будет сказано:] Вот то [адское наказание], в чем вы сомневались!» (Ад-Духан, 49-50).
Однажды Абу Джахль сказал курейшитам: «О люди! Назовите мое имя».
Когда они назвали три имени: «‘Умар, Джаллас и Абу Хикам», он сказал: «Не угадали. Хотите, я вам скажу? Мои настоящие имена – Могущественный и Щедрый. Так как между двумя горами Мекки нет более могущественного и знатного, чем я».
После этого были ниспосланы вышеупомянутые аяты (Тафсир аль-Алуси, фрагмент, имеющий отношение к аяту).
Это интересно: Видел ли пророк Мухаммад ﷺ Ад?
Имам ас-Суюты радыяллаху ‘анху, разъясняя 15-й аят 2-й суры «Аль-Бакара / Корова», который мы привели в начале ответа на вопрос, оставил следующие разъяснения:
«Передает Ибн ‘Аббас радыяллаху ‘анху, что неверующих и лицемеров призовут к открытым вратам Рая. Лицемеры устремятся к ним, чтобы войти в Рай. Когда они достигнут их, ворота закроются перед ними. Обитатели Рая будут смеяться над их положением.
Когда лицемеры в горе и печали вернутся в прежние места, врата снова откроются, и они заново устремятся туда. Но, когда они достигнут их, ворота опять закроются. Над ними будут издеваться подобным образом» (Имам ас-Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», в тафсире аята 15-й суры «аль-Бакара»).
Всевышний Аллах говорит, что верующие, над которыми смеялись в земной жизни, будут сами смеяться в вечном мире:
«Поистине, [неверующие] преступники [в земной жизни] смеялись над верующими. И когда [верующие] проходили мимо них, они перемигивались. А когда возвращались к своим семьям, веселились. И когда видели их, говорили: «Поистине, вот эти сбились с [истинного] пути».
Но они [неверующие] не были посланы к ним стражами. Но в этот [Судный] день верующие будут смеяться над неверующими, наблюдая [за ними] на ложах. Получают ли неверующие [справедливое] воздаяние за то, что они делали [в земной жизни]?» (Аль-Мутаффифин, 29-36).
Передается от одного из величайших табиинов Хасана аль-Басри радыяллаху ‘анху, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Откроются врата Рая тому, кто издевался над людьми, и ему скажут: «Давай, заходи». Испытывая мучения и трудности, он придет. Однако, когда он подойдет, врата закроются прямо перед ним. Потом откроются другие врата и ему скажут: «Давай, заходи». Он, как и в предыдущий раз, испытывая мучения и трудности, придет к ним, но снова врата закроются прямо перед ним.
Это положение будет повторяться вновь и вновь. В конце концов, когда откроются врата и ему скажут: «Давай, заходи» (так как издеваются над ним), он откажется идти к ним (к месту зова)» (Аль-Байхакы, «Шу‘аб аль-иман», № 6757, 5/310; Ибн Абу ад-Дунйа, «Маусу‘ат аль-Имам ибн Абу ад-Дунйа», аль-Гайба, № 149, 4/413).
Все фото: shutterstock.com
Автор: Islam Today