В чем кроется настоящая проблема современного образования?
Всевышний создал человека разумным существом, способным учиться, развиваться. Потому в исламе знания и знающие – в особенном почёте, и образование для верующих определено как обязательное – фард. Посланник Аллаха ﷺ наставлял: «Приобретай знания, даже если для этого придется отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Байхаки, Ибн Ади).
К счастью, для нас нет необходимости отправляться за знаниями в далекие земли. Получение образования в школах нашей страны, как и в большинстве других стран, закреплено в законодательстве как право каждого человека.
Хвала Всевышнему, базовое образование сегодня доступно на бесплатной основе, и это действительно ценно. Ведь чтение, письмо, счет, освоение базовых знаний о физических и химических процессах, с которыми люди обязательно сталкиваются в течение жизни, и многое другое, – всё требует отдельного труда и времени для изучения.
Часто мы недооцениваем данное благо и жалуемся на несовершенство системы образования. Да, есть у неё некое отставание от современных реалий, быть может, требуются определённые реформы. Но, если достойно усваивать объём преподаваемых в школе знаний, то в качестве базы они вполне приличны. Просто люди перестали ценить возможности и зачастую смотрят на вещи с высокой позиции «мне все всё должны».
У нас есть условия, есть педагоги, но нет надлежащей дисциплины со стороны учеников и родителей. Современным детям не внушается необходимая этика в отношении учителя и знаний.
Поведенческая модель между учителем и учеником складывается таким образом, словно это учителю необходимо насильно дать знания ученикам, а не ученики добровольно приходят за знаниями. Это унижает достоинство преподавателя, приводит в растерянность и порой делает почётную профессию ненавистной.
Это поучительно! Кто виноват в несчастье детей?
Ислам же призывает к трепету в получении знаний, ставит знающих на высокую степень, говоря:
«Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают?» (Аз-Зумар, 9).
Потому и пришедших за знаниями называют «таляба» – требующими знание. То есть их поведение должно отражать личную инициативу. И ведь посланник Аллаха ﷺ говорил: «Знания приобретаются в результате стремления к ним!» (Табрани).
Исходя из этого, для верующих родителей первостепенной задачей является объяснить своим детям важность знаний и уважительного отношения к учителю.
К сожалению, из-за отсутствия такого духовно-воспитательного момента современные дети порой ведут себя очень скверно. В интернете появляются видеоролики, в которых учителя терпят откровенное унижение со стороны своих учеников: издевательства, насмешки, оскорбления. Некоторые не выдерживают, срываются и теряют работу. Всё потому, что закон на стороне детей.
Читаем вместе: Без знания родного языка этот фард выполнить невозможно
Разумеется, закон о защите детей – это хорошо, но проблема в том, что понимается и используется он весьма извращённо. Причина: отсутствие того же воспитания. Ведь закон защищает детей от вредоносных действий взрослых, но что делать, когда эти дети сами ведут себя несправедливо?
Кто-то скажет, нужны поправки в закон в пользу учителей и прочее. Но нельзя же элементарные человеческие отношения постоянно выводить в правовое поле, создавая напряжение между людьми. Достаточно с детства учить детей тому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Так и ребенок будет искреннее, и учитель проявит к нему особую внимательность, видя в нём действительно нуждающегося в его помощи ученика.
Вежливость, уважение, стыд, совесть – разве все эти качества не должны быть естественными, обязательными для каждого человека? Неправильно винить законы и время в нравственных упущениях семьи.
Пока не наладится дисциплина в отношениях «учитель-ученик» и «ученик-знания», сложно ожидать успешных результатов от самой учёбы, даже если система образования будет на самом высоком уровне. Всё начинается с настроя, намерения, когда учащийся осознает и принимает адаб получения знаний.
Автор: Айна Замаева