Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): «А разве он не человек?!»
Начало: Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Как стать самым лучшим человеком
В продолжении нашего цикла о том, как стать целеустремленным и полезным человеком, достойным членом общества, хочется затронуть еще один вопрос. Как верующий человек должен относиться к окружающим его людям?
Кажется, что здесь вообще не должно быть вопроса. Если человек верит в Бога, значит, он должен быть образцом высоких нравственных качеств – порядочным и справедливым человеком, добрым и сострадательным ко всем людям, без исключения национальности, вероисповедания и прочих качеств.
Однако, следует с сожалением отметить, что многие мусульмане считают своим долгом быть добрыми и справедливыми только к своим единоверцам, а иноверцы, по их мнению, люди совершенно другого, «низшего сорта», поэтому быть добрым к ним не обязательно.
К счастью, в жизнеописании Пророка (мир ему) мы находим пример совершенно иного поведения. Передается, что однажды по улицам Медины проходила похоронная процессия. Пророк встал, выражая таким образом уважение к смерти человека.
Те из сподвижников, кто присутствовал при этом, воскликнули: «О, Посланник Аллаха! Ведь это хоронят иудея!». То есть, они были выразителями вышеописанной точки зрения, когда человек считает - зачем проявлять уважение к представителям другой религии?
На это Пророк Всевышнего (мир ему) дает совершенно замечательный ответ: «А разве он не человек?!». Передается, что он продолжал стоять, пока похоронная процессия не скрылась из виду.
В этих словах заключена сама суть правильного отношения к любому человеку: каждый заслуживает уважения и хорошего отношения, потому что он – такой же человек, как ты, такое же создание Всевышнего. Независимо от его вероисповедания, происхождения, цвета кожи, положения в обществе, богатства и прочих качеств.
Об этом Пророк Мухаммад (мир ему) позже скажет в своей прощальной проповеди:
«О люди! У вас один Господь и один отец. Все вы – потомки Адама, а Адам был создан из глины. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым».
Все люди – дети Адама и создания одного Творца, поэтому никто не имеет права считать себя выше другого человека, и на этом основании притеснять его, отказывать ему в уважении и в помощи, в справедливом отношении.
Другой хадис уточняет, что имеется в виду под равным отношением к людям другой религии:
«Тот, кто притесняет сторонника другой религии, ущемляет его права, даёт ему непосильную работу, отнимает у него что-то без его согласия, я буду его противником в Судный день» (имам Абу Дауд).
Мусульманин не имеет права делить окружающих его людей на «хороших» мусульман и «плохих» немусульман, права которых можно нарушать, вести себя по отношению к ним грубо, несправедливо, отказывать им в помощи при необходимости.
Как это выражается на практике?
Если мусульманин идет по улице и видит, допустим, что пожилой человек не может перейти дорогу или ему сложно нести тяжелую сумку, его первой реакцией должно быть желание оказать человеку помощь. Будет очень странным и некрасивым с его стороны, если он начнет раздумывать, а кто вообще стоит перед ним, мусульманская это старушка или немусульманская?
Если мусульманин попадет в учебный класс, рабочий коллектив, студенческую группу, он должен вести себя как можно лучше, чтобы люди могли уважать его и ставить его в пример поведения верующего человека. А не наоборот, проявлять свои самые худшие качества, руководствуясь соображениями: «Зачем что мне стараться перед этими людьми – они же не мусульмане. Какое мне дело до их мнения, до того, что они обо мне подумают?».
К сожалению, примеров такого мы сейчас видим достаточно. Молодые мусульмане, которые стараются вести себя как можно лучше в своем родном селе или городе, где их видят родственники и соседи, начинают «отрываться по полной», как только оказываются среди незнакомых им людей. Раз это не мусульмане, то что с ними церемониться. Здесь можно пить спиртное, легкомысленно и нахально вести себя с девушками, затевать конфликты и драки, небрежно относиться к своим учебным и рабочим обязанностям.
Потом эти же люди будут удивляться почему у окружающих их людей такое низкое мнение об исламе, почему они плохо отзываются о мусульманах? Хотя удивляться, наоборот, иногда приходится тому, что нормальные люди находят в себе достаточно мудрости, чтобы не смешивать ислам и поведение отдельных людей.
Подобным образом, если молодой человек или девушка принимают Ислам, их отношение к близким людям должно изменяться только в лучшую сторону, а не наоборот. Они не должны вести себя по отношению к родителям, другим родственникам, соседям, знакомым высокомерно или грубо. После этого кто-то из новообращенных будет жаловаться на непонимание близких, нежелание проявлять уважение к их выбору. А что вы сделали для того, чтобы родные прониклись сочувствием и пониманием к вам? Разве не вы сами часто отталкиваете их от себя своим презрением, отчуждением, неуважением к их религии?
Итак, какой можно подвести итог?
Для верующего человека при взаимоотношениях с людьми в обществе не должно даже возникать вопроса, кто стоит перед ним, единоверец или человек иной веры? Его отношение к людям не должно зависеть от их веры, внешнего вида, положения в обществе. Необходимо быть добрым и справедливым по отношению ко всем людям без исключения, как сказано в хадисе, желать другим людям того же, чего желаешь себе.
Анна Кобулова