Толкование снов: как установить правдивость или ложность сновидения?
Вопрос.
Могут ли вдохновение (ильхам) и сновидение быть религиозными доводами? Как можно установить правдивость или ложность рассказанного сновидения?
Ответ.
Все ученые едины во мнении, что ильхам не является самостоятельным доводом, независимым от Корана и Сунны, и что нельзя устанавливать предписания шариата, опираясь только на него. Но ильхам, понимаемый как божественное внушение, можно рассматривать в качестве достоверного способа раскрытия сокрытых смыслов Корана и сунны. В противном случае, ильхам может быть искушением шайтана, и тогда нельзя действовать в соответствии с ним.
Правдивое это внушение или ложное становится понятным, если сопоставить его содержание с шариатом. Если оно не противоречит исламу, тогда это правдивое внушение. Авлия, находящийся на самой высокой ступени иерархии тасаввуфа, обязан следовать одному из муджтахидов точно так же, как и любой безграмотный мусульманин. Такие авлия, как Баязид Бистами, Джунайд Багдади, Джалаледдин Руми и Мухйиддин ибн Араби, достигли духовных высот, будучи приверженцами одного из мазхабов.
Следование предписаниям ислама можно сравнить с посадкой дерева. Знания, озарения, проявления божественного (таджалли), любовь к Всевышнему, возникающие в результате продвижения по пути тасаввуфа, - всё это словно плоды этого дерева. Одним словом, чтобы получить плоды, нужно посадить дерево. То есть, если нет имана и не живешь по шариату, то нет и тасаввуфа и не достигнешь степени авлия.
Некоторые люди говорят: «Мы видели во сне такого-то святого, который сказал нам оставить то и исполнять это». Подобные вещи свойственны тем, кто не является последователем тасаввуфа, а больше только внешне подражает суфиям.
Есть и такие, которые время от времени говорят: «Я видел во сне Пророка (мир ему). Он сказал мне то, повелел это». Потом они начинают поступать в соответствии с этим, выходя за установленные шариатом рамки, или перестают делать положенное. В вопросах, касающихся религиозных предписаний (хукм), только слабые в познаниях люди могут использовать сновидение в качестве довода.
Да, увиденное во сне можно оценивать как предупреждение или радостную весть, но никак не строить на этом принятие важных решений. Настоящие суфии не воспринимают как правильную вещь претензии на кашф и карамат. К примеру, Абдулхалик Гиджувани (к.с.) в своем завещании предостерег идущих по его пути представителей тариката от претензий на карамат и на лицезрение Пророка (мир ему).
К сожалению, очень мало тех, кто прислушивается к предупреждениям таких личностей, как Гиджувани (к.с.): «Любое сокрытое (батыл), противоречащее явному, то есть шариату, является заблуждением». Вместо этого руководствуются выражением: «Сторонники явного (захир) не поймут этого». Данная фраза используется в качестве приманки некоторыми течениями, причисляющими себя к тасаввуфу.
Из сниги «Ответы ложным толкованиям истинной религии»